Проект резолюции ООН о трибунале по Boeing MH17 был отклонен

Против документа проголосовала Россия, три члена Совбеза воздержались, 11 высказались «за»
Против документа проголосовала Россия/ Loey Felipe/ UN Photo

В Совете Безопасности ООН в среду, 29 июля, прошло голосование по проекту резолюции Малайзии о создании международного трибунала по расследованию катастрофы малазийского Boeing 777 на востоке Украины. В начале заседания Совбез ООН почтил память жертв катастрофы гражданского самолета. Затем министр транспорта Малайзии в своем выступлении попросил принять проект резолюции. «Международный трибунал будет лучшим форматом для обеспечения правосудия в интересах семей погибших», – отметил он, подчеркнув, что создание трибунала должно быть деполитизировано. «Рука правосудия должна настигнуть виновных, и не была бы допущена безнаказанность», – сказал малазийский министр.

Документ был вынесен на голосование: 11 членов Совбеза проголосовали «за», постпред России в ООН Виталий Чуркин, воспользовавшись правом вето, высказался против, Китай, Ангола и Венесуэла воздержались. Таким образом, проект резолюции не был принят.

«Россия выступает за скорейшее установление причин крушения рейса MH17 и привлечения виновных к ответственности», - сказал Чуркин после голосования. Москва «готова продолжать содействовать проведению полного, независимого и объективного расследования причин и обстоятельств гибели малазийского авиалайнера с опорой на положения резолюции Совета Безопасности 2166», подчеркнул он. Тем не менее у России сохраняются «серьезные вопросы» к процессу расследования авиакатастрофы. Так, российским экспертам «не был обеспечен равный доступ к материалам технического расследования», отметил Чуркин. Внесенный Малайзией на голосование в Совета Безопасности ООН проект резолюции об учреждении трибунала по крушении пассажирского авиалайнера над Донбассом «был изначально лишен какой-либо правовой и прецедентной основы», сказал дипломат.

Специальный представитель США при ООН Саманта Пауэр, в свою очередь, заявила, что в Вашингтоне разочарованы наложенным Россией вето. «Трагично, что Россия использовала свою привилегию, которая ей была дана, чтобы защищать международный мир и безопасность, для того чтобы подорвать международный мир и безопасность», – сказала Пауэр. По ее словам, нужно четко понимать, что «сегодняшнее вето не может остановить правосудие на благо семей жертв и самих жертв». «Нельзя допустить безнаказанности для тех, кто сбил гражданский самолет, на борту которого было 298 человек», – отметила дипломат. «Если попирается правосудие, то этим бросается вызов всем нашим семьям и странам. Мы возмущены и глубоко разочарованы итогами голосования», - подчеркнула она.

Согласно проекту резолюции (его опубликовало издание "Коммерсантъ") единственная цель международного трибунала по расследованию катастрофы – это «привлечение к ответственности лиц, ответственных за преступления, связанные с уничтожением самолета». Трибунал предлагается создать в соответствии с главой VII Устава ООН, которая разрешает применение санкций и силы в отношении стран, не исполняющих соответствующую резолюцию. Трибунал, по мысли авторов резолюции, должен состоять из трех основных органов: палат судей (досудебная, судебная и апелляционная), прокурора и канцелярии. Выносить вердикты должна будет тройка судей, назначаемых на пять лет генсеком ООН по представлению стран-членов. Юрисдикция трибунала распространяется на военные преступления, «преступления против безопасности гражданской авиации» и «преступления, записанные в Уголовном кодексе Украины».

В документе упоминается резолюция Совбеза ООН 2166 (2014) от 21 июля 2014 г. с требованием «призвать к ответу» всех ответственных за крушение лайнера в Донецкой области. Кроме того, в документе упомянут предварительный доклад авиарегулятора Нидерландов, в котором отмечается, что самолет «был разрушен большим количеством объектов, летевших с большой силой, поразивших его снаружи».

На создании трибунала настаивали ряд стран, включая Бельгию, Нидерланды, Великобританию, Украину, Малайзию и Австралию. Россия с самого начала отказалась от участия в работе над предложенной резолюцией. Москва неоднократно на разных уровнях выражала негативное отношение к предложению о создании трибунала. Виталий Чуркин на прошлой неделе представил российский вариант резолюции, где предлагалось обойтись без него. В среду Путин провел второй за неделю телефонный разговор с премьером Нидерландов Марком Рютте, темой которого вновь стала резолюция, сообщила пресс-служба президента России. «Выражено сожаление в связи с тем, что этот компромиссный проект не был поддержан государствами, выступающими за создание международного трибунала по катастрофе самолета Malaysian Airlines», – говорится в заявлении Кремля.

Лайнер Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17 (из Амстердама в Куала-Лумпур), потерпел крушение год назад – 17 июля 2014 г. рядом с поселком Грабово в Донецкой области. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. По версии Киева, самолет был сбит ракетой класса «земля – воздух», выпущенной с территории, подконтрольной самопровозглашенной Донецкой народной республике. Министерство обороны России считает, что самолет был сбит либо штурмовиком ВВС Украины, либо украинским «Бук-М1».

В конце июня Совет безопасности Нидерландов, который руководит расследованием причин крушения Boeing, объявил, что работа над черновиком доклада о причинах авиакатастрофы закончена. «Черновики окончательного доклада относительно расследования катастрофы были предоставлены аккредитованным представителям государств – участников расследования 2 июня», – отмечало ведомство. «Согласно 13-му приложению Международной организации гражданской авиации (ИКАО) у них есть 60 дней, чтобы предоставить комментарии к докладу», – подчеркивалось в заявлении.

На это Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) заявило, что имеет ряд существенных замечаний к этому документу.

«Мы действительно получили проект окончательного отчета по расследованию авиакатастрофы малазийского Boeing рейса МН17», – подтверждал заместитель руководителя Росавиации Олег Сторчевой. «По итогам его рассмотрения могу сказать: вопросов больше, чем ответов. У наших специалистов целый ряд существенных замечаний к документу, к приведенной аргументации, просто техническим сведениям», - говорил заместитель руководителя ведомства. Замечания и рекомендации он обещал отослать в Нидерланды.