Информационное обеспечение осенних выборов провалено, констатировал ЦИК

Отвечавший за это направление Александр Иванченко отправлен в отставку
Вместе с руководителем РЦОИТ Александром Иванченко (справа) новый Центризбирком избавляется и от наследия экс-председателя комиссии Владимира Чурова (слева)/ PhotoXPress

Вместо исследований в области современных избирательных технологий Центризбирком (ЦИК) займется мониторингом показателей и условий обеспечения легитимности выборов в Госдуму и региональных избирательных кампаний. Такие изменения внесены в сводный план основных мероприятий на заседании комиссии в среду. Стоимость мероприятий оценили в 8,5 млн руб. О каких именно показателях идет речь, пока не ясно: как раз сейчас уточняется техзадание для будущего конкурса, признался член ЦИК Валерий Гальченко. Цель мероприятия – оперативно реагировать на критику избирательного процесса в СМИ и соцсетях, пояснила секретарь ЦИК Майя Гришина. Это нужно было начинать делать еще в январе, со вздохом констатировала председатель ЦИК Элла Памфилова. «Многие вещи, особенно в области информационного обеспечения, упущены», – призналась она. По словам Памфиловой, это и стало причиной увольнения руководителя Российского центра обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) при ЦИК Александра Иванченко.

РЦОИТ – федеральное казенное предприятие, учрежденное для обучения организаторов выборов и популяризации электоральных процедур. Именно это учреждение расходует деньги, выделенные на такие цели, план мероприятий на 2016 г. оценивается в 58,7 млн руб. Иванченко (он был председателем ЦИК в 1996–1999 гг.) возглавил учреждение в 2007 г. по приглашению тогдашнего председателя комиссии Владимира Чурова. В среду экс-руководитель РЦОИТ не отвечал на звонки.

Собеседник «Ведомостей» в ЦИК говорит, что причиной увольнения Иванченко стали не только упущения в информационной работе, хотя и они тоже. Фактически провалена разработка единого стиля оформления информационных материалов к выборам: традиционно ЦИК заказывает информационно-разъяснительные материалы (в том числе аудио- и видео-), которые помогают привлечь избирателей на участки, их используют региональные избиркомы, но на этот раз такая работа не была сделана. Еще больше вопросов к финансовой стороне работы РЦОИТ, признается собеседник: последней каплей стала попытка уничтожить связанные с этим документы.

Новый подход

После сентябрьских выборов ЦИК совместно с ФАС пересмотрит правила, которые позволяют в межвыборный период вести политическую агитацию под видом социальной рекламы, сообщил член ЦИК Александр Кинев.

Вопросы к работе РЦОИТ были давно – организация регулярно проводила исследования за счет бюджета, но информацию об их результатах не обнародовала. Например, остались недоступными итоги проведенного в ходе думских выборов 2007 г. мониторинга публиковавшейся в СМИ информации о выборах. Иванченко отказался поделиться и результатами исследования эффективности информационно-разъяснительной кампании ЦИК на выборах 2011 г. Осенью 2015 г. РЦОИТ объявил конкурс на услуги по мониторингу технологий, применявшихся во время сентябрьских региональных выборов, при этом исследование нужно было провести задним числом – впоследствии контракт с ООО «Научно-консультационный центр ВНИК» был расторгнут.

Проблема в том, что работа РЦОИТ была не очень внятной, говорит бывший член ЦИК Игорь Борисов: Иванченко вовремя не осознал необходимость развернуть РЦОИТ лицом к общественности и к избирателю. РЦОИТ оказался вещью в себе, а его руководитель не смог привнести в работу учреждения что-то новое: работа велась методами прошлого века, констатирует Борисов. При ЦИК создан очень сильный экспертно-методический совет, но РЦОИТ ни разу не воспользовался помощью входивших в него экспертов для подготовки условий того или иного конкурса.

Сейчас, судя по всему, речь идет о желании ЦИК понять, насколько связанные с выборами скандалы, которые «попадают в паблик», влияют на репутацию выборов, рассуждает член совета движения «Голос» Григорий Мельконьянц. По его мнению, полностью перекрыть поток такой информации невозможно, но можно продемонстрировать, что ЦИК в курсе и активно противодействует нарушениям – это, похоже, основной тренд текущей кампании. Технически контроль за различными источниками проблемы не представляет, осталось только понять, намерен ли ЦИК собирать эти данные для анализа или хочет реагировать в оперативном режиме, говорит эксперт.