Вопрос о преемнике Ислама Каримова остается открытым

Но внешнеполитический курс Узбекистана в любом случае не изменится, считает эксперт
Президент Узбекистана Ислам Каримов серьезно болен, но вопрос о преемнике 78-летнего лидера остается открытым/ Д. Гришкин/ Ведомости

В воскресенье впервые в истории независимого Узбекистана государственное телевидение сообщило о болезни бессменного президента этой центральноазиатской страны – 78-летнего Ислама Каримова. Сама болезнь не была названа, но в сообщении было указано, что президенту потребуется пройти обследование и лечение в стационарных условиях «в течение определенного времени». Утром в понедельник младшая дочь президента Лола Каримова-Тилляева (посол Узбекистана при ЮНЕСКО) в соцсетях сообщила, что у отца в субботу произошло кровоизлияние в мозг и он находится в реанимации. Его состояние оценивается как стабильное и делать прогнозы, согласно ее сообщению, рано.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в понедельник заявил, что российское руководство глубоко сожалеет о болезни Каримова и желает ему скорейшего выздоровления. При этом саму постановку вопроса о возможной дестабилизации в Узбекистане в случае неблагоприятного исхода болезни в Кремле считают некорректной, подчеркнул Песков. Каримов руководит Узбекистаном с 1989 г., когда он стал первым секретарем ЦК компартии республики, на следующий год был впервые избран президентом, а в марте 2015 г. переизбрался на очередной пятилетний срок.

В центре Азии

На начало 2016 г. население Узбекистана составляло 31,7 млн человек, число узбекских граждан в России – 1,78 млн. По данным МВФ, в 2015 г. объем торговли Узбекистана с Китаем составил 3,2 млрд евро, с Россией – 2,7 млрд евро.

По конституции Узбекистана в случае досрочной отставки президента власть передается председателю сената (верхняя палата парламента) и в течение трех месяцев должны пройти новые президентские выборы. Но председатель сената (этот пост занимает Нигматилла Юлдашев) скорее техническая фигура, замечает политолог Аркадий Дубнов. По его словам, реальных претендентов в преемники Каримова двое. Первый – премьер-министр Шавкат Мирзияев (занимает свой пост с 2003 г.), который считается протеже руководителя Службы национальной безопасности Рустама Иноятова. Принято считать, что кандидатура Мирзияева отвечает интересам семьи Каримова – жены Татьяны Акбаровны и дочери Лолы, этот кандидат также считается наиболее приемлемым и для Москвы, отмечает эксперт, добавляя, что серьезных аргументов в пользу этого лично он не знает. Второй претендент – многолетний вице-премьер Рустам Азимов, курирующий финансово-экономический блок. Его принято считать прозападным политиком, продолжает Дубнов, хотя ни об одном значимом факте, подтверждающем такую репутацию, эксперту также неизвестно.

«Не думаю, что любой другой лидер Узбекистана может оказаться более трудным партнером для Москвы, чем Ислам Каримов», – говорит Дубнов, поскольку «в общем-то Узбекистану некуда деваться». В Ташкенте могут испытывать определенные страхи, но понимают, что без России им будет трудно и, испортив отношения с Москвой, «они выстрелят себе в ногу», уверен эксперт. Экономика Узбекистана преимущественно сырьевая и, хотя Китай уже является основным экономическим партнером, геополитически рассчитывать на помощь кого-то, кроме России, Ташкент не может, полагает Дубнов: «Если появится новый лидер, то в первую очередь он заявит о верности курсу на стратегическое партнерство с Москвой, а потом уже о партнерстве с Китаем и Западом».

Узбекистан был членом ОДКБ с момента основания договора в 1992 г. до 1999 г. и с 2006 по 2012 г. Но, по словам человека, близкого к Минобороны России, страна сохраняет прочные связи с Россией в области безопасности, а узбекский участок границы с Афганистаном вызывает меньше всего опасений.