Сюжет о задержании Навального исчез из главных новостей «Яндекса»

Во время прошедших антикоррупционных митингов новости о протестных акциях быстро пропадали из топа агрегатора

Пользователи Facebook сегодня стали жаловаться, что новости о протестных митингах не попали на главную страницу «Яндекса» несмотря на важность этих событий и большое число сообщений СМИ о них. Действительно, по наблюдениям нескольких сотрудников «Ведомостей», которые постоянно следили за обновлением «Яндекс.Новостей», после 14.00 примерно до 17.00 в топ-5 сюжетов о митингах не было. Первым сюжетом, попавшим в топ-5, стало задержание сотрудников Фонда борьбы с коррупцией.

Сюжет в «Яндекс.Новостях» – это подборка новостных сообщений, которые посвящены какому-либо важному событию. Такие сюжеты формируются автоматически, путем определения текстового сходства сообщений, говорится на странице «Яндекса». Чем больше новостей в сюжете, тем больше вероятность, что он попадет на главную страницу «Яндекс.Новостей» и появится в топе.

В пресс-службе «Яндекса» «Ведомостям» сказали, что сюжеты о митингах несколько раз сегодня выходили в топ-5. «Топ все время меняется. При ранжировании сюжетов в “Яндекс.Новостях” учитывается не только количество сообщений в сюжете, но также состав источников, плотность потока информации и время сообщений. Кроме того, в определенной степени учитывается и вес других сюжетов по данной теме. Однако алгоритмы сервиса не объединяют сюжеты, отражающие разные аспекты события или происходящие в разных регионах, в один. В целом по темам, связанным с митингами, было большое количество сообщений, сюжеты по теме входили в топ, но потом их вытесняли другие сюжеты», – заявили в «Яндексе».

По данным компании, сюжет «Антикоррупционные митинги проходят в крупных городах России» находился в топ-5 на главной странице между 12.00 и 13.00. На вопрос о сюжете о задержании Навального в «Яндексе» в воскресенье не ответили, но ответили в понедельник.

При поиске внутри «Яндекс.Новостей» действуют более строгие принципы фильтрации результатов, чем в общем поиске, настаивает представитель компании, – если пользователь использует сразу несколько ключевых слов, а не имя одного конкретного персонажа, название одной организации или одного явления, то число найденных новостей может оказаться меньше.

Во время проходящих по всей стране митингов общий сюжет об акциях, который объединил бы все новости о событии, не был сформирован. После 14.00 «Яндекс.Новости» сформировали больше десятка сюжетов о митингах в разных городах, но каждый из них по отдельности не был достаточно большим, чтобы войти в топ, – так, появился отдельный сюжет об оценке МВД числа протестующих, о первых задержаниях, о задержании Навального, о том, как проходит митинг в Санкт-Петербурге и Махачкале. Отдельные сюжеты формировались не больше чем из 20 новостей.

Новость о задержании Навального была сформирована в отдельный сюжет, который к 15.40 включал в себя 58 сообщений. Это число превышало количество новостей как минимум в двух других сюжетах из топов, но на главную страницу «Яндекса» сюжет про Навального так и не попал. Например, по состоянию на 15.40 в сюжете о жалобах министра иностранных дел Украины Павла Климкина в The Guardian на Россию было 35 сообщений, но она находилась на главной странице «Яндекс.Новостей».

После 16.30 сюжет о задержании оппозиционера вообще не только исчез с главной страницы «Яндекс.Новостей», но и стал не виден в разделах «Политика», «Общество», «Происшествия», отметили «Ведомости». Поиск по ключевым словам «Навальный», «арест», «задержан», «митинг» внутри «Яндекс.Новостей» также не выводит на сюжет, а выдает новости прошлых лет. Новости о задержании Навального на митинге в агрегаторе «Яндекса» можно найти по запросу «Навального арестовали», но на сюжет такой запрос не выводит.

После 17.15 в топ-5 «Яндекс.Новостей» попал сюжет о задержаниях работников Фонда борьбы с коррупцией Навального, где есть упоминания о задержании самого Навального. Этот сюжет в течение последнего часа то пропадает, то снова появляется в топ-5 на главной странице.

В сложной политической ситуации, когда чиновники или другая заинтересованная группа лиц не хотят, чтобы какая-либо новость появлялась на главной странице «Яндекса» и привлекала внимание, им проще не «ломать» алгоритм новостной службы поисковика, а использовать его слабые места, рассуждает сотрудник крупного СМИ. Можно постараться «выбить» нужную новость из топа с помощью другой, объясняет он, – для этого можно использовать группу лояльных СМИ, которые все сразу начнут выпускать статьи по какой-то теме, которую роботы «Яндекс.Новостей» сочтут более важной. Например, сегодня после 17.00 целый ряд СМИ стал раскручивать сюжет о городском фестивале «Ворвись в весну» и в какой-то момент сюжет об этом празднике вошел в топ «Яндекс.Новостей», указывает собеседник «Ведомостей», – доказать, что это было спланированной акцией, вряд ли будет возможно, но выглядело это подозрительно.