Французские выборы помогут борьбе с российскими популистами

Эксперты «Минченко консалтинга» изучили победный опыт Эммануэля Макрона
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Кампания по выборам президента Франции позволила выработать политтехнологическую формулу победы над кандидатами-популистами, которую можно применить и в России. К такому выводу пришли авторы доклада «Технологические уроки выборов президента Франции для России», публикуемого в четверг холдингом «Минченко консалтинг». В период с октября 2016 г. по май 2017 г. авторы доклада поговорили с 50 экспертами, в том числе сотрудниками штабов кандидатов, и сделали ряд глубинных интервью.

Победить на выборах кандидат может только при условии консенсуса большей части элиты, балансировки ресурсов оппонентов и готовности нового лидера работать над собой, полагают эксперты «Минченко консалтинга». «Изучение опыта реагирования на репутационные атаки французских политиков дает нам замечательные примеры того, как надо и как не надо на них отвечать», – говорится в докладе. Например, негибкая и агрессивная позиция кандидата «Республиканцев» Франсуа Фийона в ответ на обвинения в создании фейковых рабочих мест для членов его семьи похожа на поведение российских чиновников в аналогичных ситуациях и привела к обвалу его рейтинга. И наоборот, активность победителя выборов Эммануэля Макрона, понимание им своих потенциально слабых мест и заблаговременная их защита привели к высокой устойчивости его репутации, считают эксперты.

Среди важных политтехнологических приемов авторы доклада упоминают перехват у конкурентов популистской и антиистеблишментной повестки. Кроме того, важно использовать копирование и «отзеркаливание» методов ведения популистской кампании, вести активную работу в социальных сетях. Оппозиционный фронт нужно раздробить и не допускать его консолидации, а одновременно провести кастинг и выдвинуть на выборах «новые лица».

Помимо этого французские выборы показали, что требования к профессиональному уровню политиков в условиях новой информационной реальности резко возрастают. «В частности, в ходе дебатов во втором туре мы увидели отсутствие прогресса у Марин Ле Пен и очевидный рост коммуникативного мастерства Эммануэля Макрона», – отмечают авторы доклада и добавляют, что политики, как профессиональные спортсмены, должны постоянно быть в форме и тренировать свои коммуникативные навыки.

Проанализировали эксперты и техническую часть компании. Так, во время выборов, по их мнению, необходимо использование технологических новинок, возможностей интернет-сервисов и социальных сетей, а также сайтов кандидатов для агитации. В сфере Big Data, учитывая близость российского и французского законодательства о защите персональных данных, продуктивным будет использование опыта кампании Макрона с территориальным сегментированием электората, резюмируют авторы доклада.

Эти рекомендации вполне реализуемы на практике при грамотном планировании, уверен президент «Минченко консалтинга» Евгений Минченко. По его мнению, доклад поможет в борьбе с новыми популистами, но для президентских выборов 2018 г. он неактуален. «Скорее, он будет полезен для парламентских выборов 2021 г. и для региональных 2017-го, потому что технологии реагирования на репутационные атаки актуальны уже сейчас», – поясняет он. Отвечая на вопрос «Ведомостей», применимы ли эти выводы в условиях «ручного управления» выборными кампаниями, Минченко признал, что это рекомендации в первую очередь для конкурентных избирательных кампаний. Но проблема в том, что часто выборы неожиданно становятся конкурентными, подчеркивает он: «Например, голосуют за кандидата, которого вообще не знают, – такие случаи были на муниципальных выборах уже в этом году». При этом спрогнозировать конкурентность выборов невозможно, считает эксперт: «В том-то и интрига, что «брекзит-эффект» может возникнуть в любом регионе».

Не все выводы доклада реализуемы в России, полагает политолог Алексей Макаркин: к примеру, перехват популистской и антиистеблишментной повестки возможен лишь частично – «когда, например, речь идет о мерах по ограничению миграции». Однако человек, который аккумулирует популистскую повестку, в России уже есть: Владимир Жириновский прекрасно работает с этой повесткой и справляется с раздраженным электоратом, напоминает эксперт. Правда, для копирования методов популистской кампании требуется кандидат, который идет к модернистским группам через социальные сети и интернет, а Жириновский обращается к другим электоральным группам, отмечает Макаркин. Дробление оппозиционного блока используется в России только по отношению к партиям, а не к кандидатам в президенты, продолжает эксперт: «Дробление есть, но оно не приводит к значимым результатам и драматических событий тут не происходит».

Единственная рекомендация авторов доклада, которая уже применяется в России, – это продвижение «Единой Россией» кандидатов, которые способны участвовать в дебатах и готовы к публичной политике, считает Макаркин: «Другое дело, что у нас невозможен Макрон, потому что у нас совсем другие правила игры. И если кто-то из игроков решит стать самостоятельным популистом, то на следующий день обнаружится, что он что-то украл, и на этом его карьера закончится». В России был «свой Макрон» – Борис Ельцин, человек другой по имиджу, но тоже из элиты, и допустить второго Бориса Николаевича у нас не хочет никто, резюмирует эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more