Трамп представил бюджет, базирующийся на математической ошибке

Зато, по подсчетам Белого дома, дефицит сократится на $4,5 трлн за 10 лет
Белый дом прогнозирует ускорение экономического роста на 3% в предстоящее десятилетие/ Andrew Harnik/ AP

Администрация президента США Дональда Трампа опубликовала проект бюджета США на 2018 финансовый год (начинается в октябре). План называется «Новый фундамент американского величия», и одна из главных заявленных в нем целей — сокращение $20 трлн госдолга США.

Бюджетные расходы в течение десятилетия предлагается снизить на $4,5 трлн в основном за счет программ социальной поддержки, восходящих еще к временам «Великого общества» Линдона Джонсона, указывает The Wall Street Journal. При этом администрация Трампа предлагает кратковременно нарастить военные траты, потратить $200 млрд на инфраструктуру и $19 млрд - на новую программу отпусков по уходу за детьми.

Двойной учет

Джейсон Фурман из Института международной экономики Питерсона объясняет подход Белого дома на таком примере. Допустим, компания продает 100 рожков мороженого по $2, зарабатывая $200. Она решает, что, снизив цену до $1,5, сможет продавать на треть рожков больше, т. е. 133 рожка - зарабатывая в результате почти те же $200. Но если вести учет так, как это сделано в проекте бюджета, доход составит $266, т. е. 133 рожка по $2 каждый, утверждает Фурман.

Сэкономить $250 млрд в течение 10 лет Трамп предлагает за счет отмены и замены Obamacare, говорится в проекте бюджета: значительно сокращаются траты на федеральную программу страхования людей с низкими доходами — Medicaid. Не указанные в документе реформы Medicaid и федеральной программы страхования детского здоровья сэкономят $616 млрд до 2027 г., пишет WSJ: хотя Трамп, будучи кандидатом в президенты, обещал не сокращать Medicaid.

Агрессивное сокращение расходов позволит за 10 лет сбалансировать бюджет и увеличить его доходы на $1 трлн даже при снижении налоговых ставок, считают в администрации Трампа. «Вероятно, это самый консервативный бюджет, который мы имели в течение десятилетий в республиканской или демократической администрации», – оценил конгрессмен-республиканец Марк Медоус.

Белый дом прогнозирует ускорение экономического роста до 3% годовых в предстоящее десятилетие, устойчивую 2%-ную инфляцию, незначительный рост безработицы до 4,8% (сейчас - 4,4%) и скромное повышение процентных ставок. Подобные параметры обычно ассоциируются с заметным ростом производительности труда (которая сейчас не растет) и значительным увеличением занятости (между тем, сейчас экономика характеризуется практически полной занятостью, безработица составляет всего 4,4%). Вместе с тем, по прогнозу ФРС, экономика США будет расти на 1,8% в год, бюджетное управление конгресса немногим оптимистичнее (1,9%).

Однако с бюджетным планом Трампа есть проблема, указывает бывший министр финансов США Ларри Саммерс: «Он базируется на самой грубой математической ошибке за 40 лет наблюдения президентских бюджетов». Ее корень в том, что в бюджете не учтены выпадающие доходы от предложенной Трампом налоговой реформы. Позиция Белого дома заключается в том, что за счет ускорения экономического роста налоговая реформа принесет около $2,1 трлн дополнительных доходов за 10 лет, отмечает WSJ, плюс эти дополнительные доходы будут учтены в бюджете взамен выпадающих от налоговой реформы. Но «одни и те же деньги нельзя использовать дважды», сказала изданию Майя Макгинес, президент Комитета за ответственную федеральную бюджетную политику.

Одно из основных предложений налоговой реформы Трампа – снижение ставки федерального налога на прибыль до 15% (сейчас 35%). Такую же ставку предлагается ввести для владельцев таких организаций, как партнерства и общества с ограниченной ответственностью, малые предприятия, для индивидуальных предпринимателей. Эти организации не платят налог сами, а передают полученный доход своим владельцам, которые платят налог по соответствующей ставке на доходы физических лиц (максимальная ставка – 39,7%). По такому принципу организованы многие компании, например юридические, консалтинговые, девелоперские фирмы, хедж-фонды и фонды прямых инвестиций - в частности, собственные компании Трампа.

Но снижение ставки корпоративного налога на 20 п. п. обойдется США в $2 трлн недополученных доходов в течение 10 лет, следует из данных объединенного налогового комитета при конгрессе. И главным недостатком налоговой реформы эксперты считали отсутствие предложений по компенсации выпадающих доходов.

Ни одна компания в стране даже не попытается таким образом сфальсифицировать отчетность, возмущается Джейсон Фурман, старший научный сотрудник Института международной экономики Питерсона, который до января занимал должность главного экономиста президента Барака Обамы: «Можно обсуждать, какие стимулы экономическому росту дает снижение налогов, но нет ни одного аргумента в пользу двойного подсчета предполагаемой выгоды от сокращения налогов».

Налоговый план Трампа, по сути, временный, заявил на брифинге для журналистов в понедельник директор по бюджету Белого дома Мик Малвейни и заверил, что детали будут представлены позже.