Северная Корея стала шестой в мире страной с водородной бомбой

Этого Пхеньяну достаточно, чтобы успешно сдерживать США, считает эксперт
Накануне телевидение КНДР показало сюжет, где лидеру страны демонстрировалась термоядерная боеголовка, которая может быть установлена на баллистическую ракету/ Reuters

В воскресенье утром КНДР провела очередное подземное испытание ядерного оружия. По мнению большинства экспертов, речь идет о боеприпасе мощностью 100–120 кт, что в 5–6 раз мощнее предыдущего испытания год назад (см. график). Эти оценки основаны на данных сейсмических служб Южной Кореи, Японии, США, России, Китая, Норвегии и других стран. В Китае было зафиксировано и повторное, более слабое землетрясение в районе северокорейского полигона, которое могло быть вызвано обвалом пород после самого взрыва. Накануне по телевидению КНДР прошел сюжет о демонстрации термоядерного устройства лидеру страны Ким Чен Ыну, а после взрыва Пхеньян официально сообщил об успешном испытании водородной бомбы – боеголовки для ракеты. Взорванную год назад бомбу в КНДР тоже называли водородной, но ее мощность вызвала у экспертов сомнение в правдивости этого заявления. С начала 2017 г. КНДР также провела несколько успешных испытаний ракет, некоторые из которых были заявлены как межконтинентальные.

По мнению редактора проекта North East Asia Military Studies Владимира Хрусталева, испытанное КНДР устройство по конструкции может быть близко к одной из разновидностей полноценных термоядерных зарядов. В них энергия обычного ядерного взрывного устройства используется для инициирования реакции термоядерного синтеза в отдельном узле. До сих пор было подтверждено наличие таких боезарядов только у пяти стран, официально имеющих статус ядерных, – США, России, Великобритании, Франции и Китая.

По словам редактора проекта Russianforces (рассказывает о стратегических силах России) Павла Подвига, 100 кт – это довольно большая мощность для ядерных боезарядов, поэтому не так важно, термоядерный он или нет, – например, в США в 1950-е гг. испытывались чисто ядерные заряды и большей мощности. При этом по мощности корейская бомба уже сравнима с зарядами на многих российских или американских ракетах, отмечает эксперт, так, боезаряд W76 на американской баллистической ракете для подводной лодки «Трайдент-2» имеет мощность 100 кт, на российской БРПЛ Р-29Р – 50 кт. Но есть вопрос о наличии у КНДР достаточного количества расщепляющихся материалов – если делать не термоядерные заряды, то нужно будет много урана или плутония, продолжает Подвиг. С другой стороны, по его мнению, вряд ли кто-то ожидает, что Северная Корея создаст арсенал в сотни зарядов, она и несколькими боеголовками вполне может всех держать в напряжении. Поэтому, полагает эксперт, для достижения своей цели – реально сдерживать США – Пхеньяну вряд ли нужны новые испытания, поскольку свои возможности он уже продемонстрировал. Дальше все стороны должны будут исходить из того, что северокорейские заряды работают, но, как надеется эксперт, мир никогда не узнает, насколько они надежны в реальной боевой обстановке.

Испытание вызвало осуждение не только в США, Японии и Южной Корее (Сеул уже пообещал принять в ответ «максимальные военные меры»), но и в Китае и России. Российский МИД в своем заявлении предупредил, что испытание может вызвать «самые серьезные последствия», но призвал все стороны «сохранять хладнокровие, воздерживаться от каких-либо действий, ведущих к дальнейшей эскалации напряженности». Ранее Япония призвала Россию и Китай в случае очередных ядерных испытаний в КНДР ввести против нее новые санкции, включая прекращение поставок нефти. Какие-то санкции после этого испытания Россия введет, но решение о том, коснутся ли они поставок нефти (что уже может сказаться на гуманитарной обстановке в КНДР), Москва, скорее всего, примет после обсуждения с Китаем, считает Василий Кашин из Высшей школы экономики.