Россия и США вступили в затяжную «дипломатическую войну»

Обмен «ответными мерами» может длиться бесконечно, предупреждают эксперты
Генконсульство в Сан-Франциско/ Eric Risberg/ AP

Россия в субботу закрыла свое генконсульство в Сан-Франциско и торгпредства в Вашингтоне и Нью-Йорке. Прекратить работу этих учреждений ко 2 сентября госдепартамент США потребовал 31 августа. Как пояснила тогда представитель госдепа Хизер Нойерт, это сделано «в духе паритета, которому привержена российская сторона»: требования Москвы о сокращении состава американской дипмиссии (см. график) США полностью выполнили и «в результате у обеих стран остаются по три консульства». Позже представитель Белого дома Сара Сандерс подчеркнула, что решение о закрытии объектов принял президент Дональд Трамп: «Это решительная и умеренная реакция в ответ на достойное сожаления решение, принятое Россией ранее в этом году».

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в телефонном разговоре с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном пообещал внимательно изучить объявленные меры и сообщить о реакции Москвы. Помощник президента России Юрий Ушаков заявил российским журналистам, что действия США, забравших с декабря 2016 г. уже пять объектов российской дипсобственности, похожи на рейдерский захват, но Москва «спокойно подумает» над своим ответом.

Перед закрытием объектов там прошли «незаконные обыски с участием сотрудников ФБР», а сотрудников посольства России допустили к досмотру лишь «после настоятельного требования российской стороны», сообщил представитель посольства России Николай Лахонин (цитата по «РИА Новости»). Представитель российского МИДа Мария Захарова в своем Facebook охарактеризовала происходящее как «адскую клоунаду, тупую, незаконную, бессмысленную». В госдепартаменте США эти действия назвали инспекцией, которая проводилась, чтобы «обеспечить безопасность и защиту здания и подтвердить, что российское правительство освободило здания», а сообщение об участии в осмотре сотрудников ФБР опровергли.

Решение закрыть консульство призвано «загнать Россию в рамки паритета», считает профессор Колумбийского университета, экс-посол США по особым поручениям в постсоветских странах Стивен Сестанович: «Главная загадка во всей этой истории – почему Путин ответил на высылку российских шпионов в декабре так асимметрично. Можно было ответить в стиле «око за око» – выслать 35 американских дипломатов и отнять дачу у посольства. На этом история закончилась бы». Возможности сторон попортить друг другу нервы безграничны, а маленькие формальности имеют большой потенциал становиться все более и более несносными, говорит экс-посол: «Не очень здорово, когда дипломатов из важной страны все время держат в плохом настроении, но, похоже, мы именно в этом направлении и движемся».

Простор для «творчества» есть у обеих сторон, согласен завкафедрой дипломатии МГИМО, экс-посол в Японии, Южной Корее и Норвегии Александр Панов: «Придумывать, чем еще навредить, можно бесконечно. Можно, если «Остапа понесет», закрыть все консульства и даже посольство, отозвать посла. Можно выслать еще часть дипломатов или ограничить их передвижение по стране». При этом обе страны способны в одностороннем порядке положить конец конфликту, уверен Панов: «Кто разумнее и для кого эти отношения важнее, тот и сделает первый шаг». Ранее до подобного уровня остроты дипотношения доходили разве что в 1970–1980-е гг., когда советских дипломатов высылали Великобритания и Франция, но в последние несколько десятилетий таких прецедентов не было, напоминает бывший посол.