Дело Серебренникова превращается в культурный аналог дела ЮКОСа

Пособницей режиссера объявлена бывшая сотрудница Минкульта
Во время работы в Министерстве культуры Софья Апфельбаум (справа) помогала Кириллу Серебренникову (слева) нарушать закон, считают следователи / Сергей Карпов/ ТАСС

Следователи СКР задержали в четверг директора Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софью Апфельбаум. Она стала шестой подозреваемой по уголовному делу режиссера Кирилла Серебренникова, которого обвиняют в хищении бюджетных средств, выделенных в 2011–2014 гг. некоммерческому объединению «Седьмая студия» в рамках проекта «Платформа».

Апфельбаум в это время возглавляла департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры и, по версии следствия, вступила в сговор с режиссером. В 2011–2014 гг. именно она подписывала от имени Минкульта соглашения с «Седьмой студией» о предоставлении госсубсидий и обеспечивала согласование поступавшей по итогам их исполнения отчетной документации, содержавшей завышенные сведения о количестве и стоимости проводимых мероприятий, и тем самым способствовала хищению Серебренниковым и другими фигурантами дела из бюджета не менее 68 млн руб., считает СКР. По его сообщению, вина Апфельбаум подтверждается показаниями свидетелей, протоколами очных ставок, результатами оперативно-розыскной деятельности, изъятыми в ходе расследования финансовыми документами.

У Апфельбаум еще в мае 2017 г. были обыски по делу Серебренникова, но до сих пор она проходила по нему в качестве свидетеля. Возможно, у следствия только сейчас появились доказательства, достаточные для того, чтобы ставить вопрос об аресте, объясняет адвокат Владимир Жеребенков: например, если она отрицала наличие своей подписи под документом, потребовалось провести почерковедческую экспертизу. Сейчас наступил, как говорят следователи, этап реализации собранных доказательств, когда обвиняемому предлагается выбор: или все отрицать, или признать вину и пойти на сделку со следствием, что сулит более мягкую меру пресечения.

В Басманный суд в четверг ходатайство СКР об аресте Апфельбаум не поступало, сообщила пресс-секретарь суда Юнона Царева.

Общий интерес

Минимум 14 художественных руководителей государственных театров в Москве получали государственные контракты от собственных учреждений, и это дает основания говорить о наличии неурегулированного конфликта интересов. Об этом сообщается в опубликованном на днях расследовании калининградского центра «Трансперенси интернешнл – Россия».

Апфельбаум в четверг была допрошена в качестве свидетеля, а потом ей предъявили обвинение в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК), и допрашивали уже в качестве обвиняемой, рассказала адвокат директора РАМТа Ирина Поверинова. Она считает обвинение абсурдным: до сих пор не очевиден даже факт совершения преступления, ее подзащитной о хищениях ничего не известно. Тем не менее было понятно, к чему все идет: следователи еще раньше говорили, что в составе «организованной группы» не хватает кого-то из Минкульта, ну вот и нашли кого-то, сетует адвокат.

По мнению политолога Алексея Макаркина, дело «Седьмой студии» стало своего рода культурным делом ЮКОСа: раз там действовала преступная группа, то все ее действия следует квалифицировать как преступление. На самом деле, напоминает он, в свое время дружба власти с либеральной творческой интеллигенцией (а следовательно, и финансирование различных культурных программ) была практически официальной госполитикой. Но в 2011 г. эта интеллигенция оказалась в оппозиции. И, по всей видимости, именно стилистика Серебренникова оказалась особенно раздражающей – он стал своего рода символом всего того, что неприемлемо. Ожидать распространения этой волны на другие творческие коллективы вряд ли стоит, рассуждает политолог, впрочем, деятели культуры и сами начали проявлять осторожность.