Путин приказал вывести войска из Сирии

Президент третий раз с начала операции заявил о сокращении сил в Сирии
Путин считает, что российские военные возвращаются на родину с победой/ Пресс-служба президента

Президент Владимир Путин в понедельник прилетел в Сирию. На российской авиабазе Хмеймим его встретили президент Сирии Башар Асад, министр обороны России Сергей Шойгу и командующий российской военной группировкой Сергей Суровикин, передает «Интерфакс».

Выступая перед военнослужащими авиабазы, Путин приказал министру обороны и начальнику Генштаба начать вывод российских войск из Сирии в пункты постоянной дислокации на территории России. Он подчеркнул, что российские военные возвращаются на родину с победой. Если террористы «вновь поднимут голову, мы нанесем по ним такие удары, которых они пока и не видели», приводит его слова «РИА Новости».

Вооруженные силы России вместе с сирийской армией разгромили наиболее боеспособную группировку международных террористов в Сирии, заявил Путин. «Мы никогда не забудем о жертвах и утратах, которые понесли в борьбе с террором и здесь в Сирии, и у нас в России», - отметил Путин (цитата по ТАСС).

В то же время президент отметил, что жертвы не заставят Россию отступить от борьбы с терроризмом: «Это не заставит нас сложить руки и отступить, это вообще не в характере нашего народа». По его словам, эта память даст «дополнительные силы для искоренения того абсолютного зла, которым является международный терроризм».

По словам источника «Ведомостей», близкого к Минобороны, общее количество российских военнослужащих в Сирии сейчас составляет не более 5000 человек, боевых самолетов - около 30, и вертолетов - около 20.

Третий вывод

Это уже третий анонсированный президентом вывод части российских сил из Сирии. Ранее Путин 16 марта 2016 г. объявлял о выводе «основной части» российской группировки из Сирии после того, как в Женеве возобновились межсирийские переговоры, которым предшествовали консультации России и США. Тогда группировка была сокращена почти на половину боевых самолетов и вертолетов. Второй раз Путин согласился с предложением Минобороны о сокращении сил в Сирии в декабре прошлого года после того, как Россией, Ираном и Турцией была достигнута договоренность о начале переговоров по военной деэскалации в Сирии.

4 декабря Путин рассказал, что практически вся территория Сирии освобождена от террористов, и назвал это заслугой российской военной группировки, находящейся в республике, и правительственных сил Сирии. Он пообещал, что Россия окажет помощь в восстановлении святынь ислама и иудеев, пострадавших во время боев с террористами.

21 ноября Путин встречался с Асадом в Сочи, они обсуждали сложившую в республике ситуацию. «До полной победы над терроризмом, конечно, еще очень далеко. Но что касается нашей совместной работы по борьбе с террористами на территории Сирии, эта военная операция действительно завершается», – говорил российский президент. Асад в свою очередь отмечал успехи военной операции в Сирии, которую правительственные войска проводят с помощью ВКС России. По его словам, «операция позволила продвигать политическое урегулирование в Сирии».

Сигнал Асаду с учетом реальных сил

Общая интенсивность операции по борьбе с терроризмом и со стороны России, и со стороны международной коалиции снижается, однако заявление о полном разгроме поспешно, убежден руководитель центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин: «Он отнюдь не ликвидирован, а будет продолжать существование в очаговом состоянии. Заявление Путина имеет важное значение исключительно в электоральном контексте, а что там на самом деле будет выведено – мы можем только догадываться. В марте прошлого года тоже отогнали пару самолетов, а потом пригнали обратно, потенциал контингента сохранился и, видимо, сохранится и в этот раз».

Москва делает ставку на дипломатическое решение и посылает сигнал Башару Асаду, что он должен быть погибче в переговорах, считает эксперт. «Этой гибкости в последнее время не наблюдалось, в Сирии сложность переплетения интересов разных групп такова, что военные победы влияют на расстановку сил, но не приближают политическое решение, оно еще слишком далеко».

Конгресс народов, который собираются провести в Сочи при посредничестве России, Ирана и Турции, не меняет совершенно ничего, считает Шумилин: «Все силы, которые против Асада, реальные, а не кукольные, своих позиций не поменяли, даже если некоторые из них и приезжали в Астану или Сочи, они таким образом просто использовали как платформу и показали, что к разговору готовы, не более того». Противоречия между Россией, Турцией и Ираном также никуда не ушли: между Турцией и Россией это проблема курдов, между Россией и Ираном – вопрос реального ухода России. «Путин хочет уйти красиво, а иранцы никуда уходить не собираются и считают уход предательством. Иран – это страна, которая все делает, но не все озвучивает и оговаривает», – говорит Шумилин. Между Турцией и Ираном также есть существенные противоречия по поводу контроля над некоторыми территориями в Сирии и влияния Ирана на страны региона.

Заявление о полном разгроме ИГ (запрещена в России) поспешно, подтвердил представитель сирийской Партии демократического союза: «После объявления о выводе российских войск уже произошли столкновения на севере провинции Хама и южнее Идлиба между ИГИЛ и Джебхат ан-Нусра и ИГ снова занимает позиции. В районе Ракки и Дейр-эз-Зора силы действительно разгромлены, но там много спящих ячеек». Сирийские курды готовы участвовать в любой конференции, которая будет способствовать решению сирийского кризиса, однако без их участия, на чем вероятно настаивает Турция, кризис решен не будет, убежден собеседник: «Мы контролируем примерно 30% территории Сирии — север и северо-восток, мы разгромили значительную часть террористов. Позиция Турции не нова, но ведь это внутрисирийский диалог, а Турция — государство иностранное. Если они будут на этом настаивать, это значит, что они просто не хотят остановить сирийский кризис».

Авиабаза в Сирии после атаки США