Замены губернаторов повысили эффективность власти

В лидерах рейтинга все равно регионы со стабильным руководством
Основные показатели эффективности губернаторов выросли после масштабных кадровых перестановок в регионах/ Евгений Егоров / Ведомости

Показатели эффективности исполнительной власти в регионах растут, считают авторы пятого рейтинга эффективности управления в субъектах Федерации. Он подготовлен Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) и Лабораторией региональных политических исследований НИУ ВШЭ. Рейтинг основан на экспертных оценках и статистике. Как отмечают эксперты, становится больше близких друг к другу результатов «среднего уровня» и в этом году нет ни одного региона, у которого средний балл оказался бы ниже 0,5.

Рост отмечается по всем трем направлениям: самый высокий зафиксирован у социального блока, улучшился показатель политико-управленческого блока, отстает же пока лишь финансово-экономический блок – губернаторы по-прежнему мало могут повлиять на эту сферу. Эксперты объясняют улучшение показателей «сильным позитивным эффектом» проведенных Кремлем замен в губернаторском корпусе. «Новые губернаторы, как правило, получили гораздо более высокие оценки, которые в ряде случаев кардинально лучше, чем у их предшественников», – говорится в исследовании. Мобилизовал работу и эффект подготовки к президентским выборам. Улучшается также ситуация с доходами бюджета, во многих регионах отмечен экономический рост.

Лидерами по общим результатам стали Тюменская область (была на первом месте и в 2016 г.), Белгородская область, Чечня и Ямало-Ненецкий автономный округ. Группу лидеров характеризуют опытные губернаторы и первая двадцатка рейтинга осталась почти без изменений, фиксируют эксперты. Гораздо более «турбулентной» выглядит ситуация среди аутсайдеров: это обусловлено плохими результатами работы некоторых региональных лидеров или их заменами. Последнее место заняла Курганская область, которая и в прошлый раз была среди самых отстающих. Заметное падение продемонстрировали Республика Алтай, Хакасия, Волгоградская область и Еврейская автономная область. Зато в связи со сменой губернаторов покинули группу явных аутсайдеров Адыгея, Бурятия, Дагестан и Карелия, особенно заметно подросла Бурятия, поднявшаяся с последнего 85-го на 64-е место. При этом вниз переместились два региона, где произошла замена губернаторов, но оценки ухудшились, – Ивановская и Новосибирская области. Наилучшая динамика роста регионального рейтинга (на 10 позиций и более) характеризует в большинстве случаев регионы с новыми губернаторами (хотя и не все из них): это Красноярский и Пермский края, Самарская, Омская и Новгородская области, Удмуртия, Бурятия и Марийская республика.

14 регионов

продемонстрировали рост среднего балла по всем трем параметрам. В четырех из них (Бурятия, Карелия, Марий Эл и Удмуртия) губернаторы сменились в начале 2017 г., еще в трех (Дагестан, Приморский край и Самарская обл.) – осенью 2017 г.

В отношении 11 временно исполняющих обязанности губернаторов, назначенных осенью, в исследовании использовались только экспертные оценки, и в большинстве регионов они оказались выше, чем у предшественников, – исключение составили Андрей Клычков (Орловская обл.), Михаил Ведерников (Псковская обл.), Станислав Воскресенский (Ивановская обл.) и Андрей Травников (Новосибирская обл.). Еще в восьми регионах эксперты частично использовали при оценке и статистические показатели для губернаторов, назначенных врио в январе – апреле и прошедших через выборы в сентябре. Здесь лидером стал Максим Решетников (Пермский край), остальные находятся пока в нижней половине рейтинга, но во всех случаях очевиден рост, указывают авторы рейтинга. Еще четыре губернатора, избранных в сентябре, уже были в прошлогоднем рейтинге, так как приступили к работе до его составления, и сейчас все они находятся в нижней половине рейтинга, а самые высокие позиции занимают Дмитрий Миронов (Ярославская обл.) и Антон Алиханов (Калининградская обл.). Эксперты также описали перспективы региональных выборов 2018 г.: по их мнению, ничьи позиции не идеальны, но Москва – очевидный лидер в этой группе, отставая лишь по показателям политико-управленческого блока. Самыми проблемными могут быть выборы в Хабаровском крае и Хакасии.

Причина высокой позиции Чечни в рейтинге – значительное влияние Кадырова в федеральном центре, а также беспрецедентная консолидация власти, говорит гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов. Эффективность социального и финансово-экономического менеджмента в регионе существенно слабее, добавляет он. Иваново – традиционно периферийный в политическом смысле регион, и приход Воскресенского не мог изменить ситуацию кардинально, а Новосибирская область – один из аутсайдеров рейтинга, и это продолжение традиции прошлых лет. Травникову необходимо консолидировать элиту, считает Орлов.

Понятно, что рейтинг должен показать рост качества госуправления, объясняет политолог Константин Калачёв: «Экспансия социального оптимизма продолжается. Но с этим выводом спорить можно, ибо на уровне и качестве жизни населения это повышение качества отражается пока слабо». В целом рейтинг кажется эксперту убедительным, хотя вопросы есть: так, третье место Чечни не отвечает уровню зарплат и производства в регионе, непонятен и рост показателей Чукотки, где губернатор работает вахтовым методом.

Какие губернаторы работают лучше всего