В России провалена программа строительства военно-морского флота

Программы для авиации и РВСН выполнены гораздо лучше
Внушает оптимизм быстрые темпы строительства подлодок проекта и малых ракетных кораблей, которые строят завод «Пелла» и Зеленодольский судостроительный завод/ Pella Shipyard

Ввод в строй новых кораблей основных боевых классов согласно госпрограмме вооружений до 2020 г. (ГПВ-2020, принята в 2011 г.), равно как и ремонт, провален. К таким выводам приходит журнал Центра анализа стратегий и технологий «Экспорт вооружений», сравнивая заявленные планы и их фактическое выполнение. Ожидать за остающиеся два года серьезного улучшения ситуации нет оснований, констатирует автор статьи Максим Шеповаленко. Флот наряду с ВВС (ныне – ВКС) был в числе финансовых приоритетов ГПВ-2020: на него планировалось выделить 5 трлн из общей суммы в 19 трлн руб., причем на строительство новых кораблей планировалось выделить 47% от этой суммы.

Как подчеркивает Шеповаленко, среди причин невыполнения программы – слабость судостроительной и судоремонтной базы еще с советских времен, а также слабость машиностроительной базы для судостроения. Последнее привело к тому, что после введения в 2014 г. санкций крупные надводные корабли лишились двигателей: газотурбинные производились на Украине, а дизельные для ряда проектов – в Германии. По словам человека, близкого к руководству Минобороны, производство газотурбинных двигателей налажено на рыбинском «Сатурне» и проблема будет окончательно решена к 2020 г., часть дизельных заменяются на китайские, хоть их качество и ниже.

Но внушают оптимизм быстрые темпы строительства подлодок проекта 06360 и малых ракетных кораблей (называемых на Западе корветами) проектов 21631 («Буян») и 22800 «Каракурт». Характерно, что их строят завод «Пелла» и Зеленодольский судостроительный завод, неподконтрольные Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Даже во Франции, где концентрация в отрасли близка к российской, у местного аналога ОСК Naval Group есть меньшие по размерам конкуренты, которые не дают им забронзоветь.

По словам представителя ОСК, корпорация – не единственный исполнитель гособоронзаказа в его корабельной части. ОСК регулярно и в полной мере отчитывается о ходе строительства военных заказов Минобороны, и только в компетенции этого ведомства определять степень выполнения ГПВ в каждой из ее частей. Представитель ВМФ на письмо «Ведомостей» не ответил, однако тема отставания в кораблестроении в последний раз затрагивалась министром Сергеем Шойгу публично 2 февраля. По словам источника на одном из предприятий ОСК, после отработки головных образцов серийное строительство идет быстрее и строительство лодок проекта 06360 на «Адмиралтейских верфях» тому пример. Можно ожидать, что так же произойдет и с серийными атомными подлодками на «Севмаше». Но предприятия, входящие в ОСК, нуждаются в большей самостоятельности, поскольку на них лежит основная часть работы как с российским Минобороны, так и с зарубежными заказчиками.

При этом в ВВС и РВСН ситуация с выполнением ГПВ значительно лучше, говорит Шеповаленко. В новой ГПВ-2027 Сухопутные войска, бывшие в прежней программе «пасынком», станут приоритетом, считает эксперт. «Приоритет» – не совсем верный термин, но новая программа в их отношении лучше сбалансирована, полагает редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.