В сенате США предложили санкции против ОФЗ и близких к Путину людей

Слушания посвящены подготовке новых мер для противостояния действиям России
Цель санкций – создать высокие внутриполитические издержки для режима, против которого они вводятся/ J. Scott Applewhite / AP

В банковском комитете сената в эти дни проходят слушания о мерах, которые могут быть предприняты для противодействия, как выразился председатель комитета Майк Крэйпо, «злонамеренным действиям Российской Федерации, направленным против Соединенных Штатов, их союзников и сфер влияния». В первые два дня слушаний в комитете выступали представители сначала администрации, а затем истеблишмента (например, бывший посол США в России Майкл Макфол). В среду запланировано обсуждение с участием независимых экспертов.

Подготовленные тексты вступительных речей трех экспертов размещены на сайте банковского комитета. Все они, в частности, рекомендуют ввести запрет на покупку американскими инвесторами новых выпусков российского госдолга, в частности ОФЗ, чтобы увеличить внутриполитические издержки для режима Владимира Путина. Также предложено выявлять финансовые интересы членов ближнего круга российского президента и способы, которыми они переводят деньги на Запад, идентифицировать бенефициаров зарегистрированных в США компаний, которые могут принадлежать им, российским чиновникам, поддерживающим режим бизнесменам, находить контролируемые ими в США активы и собственность, а также развернуть кампанию по распространению «подтвержденной информации о коррупции в России и клептократическом характере правящего режима». Это, по мнению экспертов, позволит дать простым россиянам понять, что США борются не с ними, а с режимом Путина.

Цель санкций, в принципе, – создать внутриполитические издержки от внешней политики режима, правящего в стране, против которой санкции вводятся, чтобы заставить его эту политику изменить, заявил Леон Арон, директор российских исследований American Enterprise Institute. Но все примеры говорят о том, что эта цель никогда не достигается в краткосрочной перспективе; не особенно успешна политика санкций и в среднесрочной. Первая реакция страны, на которую налагаются санкции, – непокорность и вызывающее поведение, и Россия поступила так же, констатировал Арон.

Но отсутствие немедленного эффекта не следует путать с неэффективностью, считает он, и действующие санкции нужно углубить с помощью ряда мер в рамках рассматриваемого нового законопроекта DETER (аббревиатура соответствует английскому слову «противодействовать», полное название закона – Defending Elections from Threats By Establishing Redlines Act, или «Защита выборов от угроз путем установления красной черты»). Одна из таких мер – внесение нескольких крупнейших нефтяных компаний России в список SDN, то есть лиц, чьи активы в США должны быть заморожены, а лицам из США запрещено вести с ними бизнес. Создание проблем с нефтедобычей, которая приносит около 50% российского бюджета, в дополнение к введенному ранее запрету на передачу важных технологий, – «часовая бомба под путинским режимом», считает Арон.

Другая мера – запрет на покупку российского госдолга; сейчас около трети ОФЗ принадлежит иностранцам. Между тем займы помогают правительству финансировать бюджетные расходы (в том числе расходы по майскому указу Путина) и точные меры (а также «огромное терпение») помогут значительно увеличить внутриполитические издержки режима, считает Арон.

Элизабет Розенберг, старший научный сотрудник и директор программы по энергетике, экономике и безопасности Центра новой американской безопасности, призвала не идти на поводу у американских ястребов, которые требуют ввести максимально возможные санкции против России. Более правильным подходом она считает дальнейшие меры, которые ограничат и инвестиции в энергетический сектор России, и его производственные мощности. Розенберг также выступает против запрета на операции со всем российским госдолгом. «Более целенаправленный подход – ограничение лишь на работу с новыми выпусками – может дать сильный экономический и политический сигнал и ограничить [негативные] последствия для интересов США», – считает она.

Далип Сингх, старший научный сотрудник «Атлантического совета» и адъюнкт-профессор Университета Джона Хопкинса, также считает, что надо запретить инвесторам США покупать новый российский долг. В 2014 г. он в минфине США разрабатывал и вводил санкции против России, и, по его словам, тогда подобная мера вызывала у него большее беспокойство. «Это и сейчас серьезный шаг, но обстоятельства изменились. Сейчас Россия гораздо больше подготовлена к тому, чтобы перенести удар по своему рынку суверенного долга, а у инвесторов было несколько лет, чтобы сократить свои вложения в российские активы. Более того, я не вижу достоверного объяснения тому, почему американские пенсионные фонды и организации, занимающиеся сбережениями, должны косвенным образом финансировать российское правительство, в то время как оно продолжает организовывать подрыв суверенитета США», – заявил Сингх.

Он также предложил расширить меры по противодействию России таким образом, чтобы «издержки понесли люди на самом высоком уровне российского правительства». Как минимум минфин США и другие ведомства должны провести расследование с целью попытаться определить их вложения за рубежом, а также выявить посредников, которые «управляют богатствами Путина или извлекают из них выгоду». «Даже если эти усилия не окажут, что маловероятно, влияния на геополитические расчеты Путина, они дадут понять россиянам, что мы спорим не с ними, а также могут пролить свет на его богатства за рубежом», – пояснил Сингх.

Розенберг призвала ужесточить регулирование в части раскрытия информации о бенефициарах компаний в США и приобретающих активы в США, чтобы не допустить отмывания грязных российских денег.