Губернаторы идут на выборы самовыдвиженцами

Им не хочется ассоциироваться с «Единой Россией»
В электорально сложных регионах губернаторам придется отстроиться от «Единой России» / Eduard Korniyenko / Reuters

Избирком Сахалинской области предложит внести поправки в региональное законодательство, чтобы в выборах губернатора в 2019 г. могли участвовать кандидаты-самовыдвиженцы, передал ТАСС слова председателя комиссии Виктории Черкасовой. Врио сахалинского губернатора Валерий Лимаренко уже заявил, что намерен воспользоваться этим правом: «Я буду самовыдвиженцем. Мне бы хотелось, чтобы здесь были не политические выборы, а выборы, связанные с региональными интересами, я хочу, чтобы меня поддерживали все жители независимо от политических взглядов».

В конце ноября такие поправки в городской парламент внес врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов. О желании пойти на выборы самовыдвиженцем говорил и врио липецкого губернатора Игорь Артамонов, сообщил «Ведомостям» руководитель пресс-службы липецкой обладминистрации Михаил Шаршаков, но о внесении соответствующего законопроекта информации пока нет.

Таким образом, минимум трое из восьми врио губернатора, которым предстоят выборы в 2019 г., хотят отказаться от помощи партий. И на последние в этом году выборы – 16 декабря в Приморском крае – врио губернатора Олег Кожемяко идет самовыдвиженцем. Собеседники «Ведомостей», близкие к администрации президента, объясняли: такое решение позволит Кожемяко отстроиться от «Единой России».

В сентябре самовыдвиженцев среди губернаторов было двое: мэр Москвы – единоросс Сергей Собянин и эсер Александр Бурков (Омская обл.). С момента возвращения прямых выборов в 2012 г. без партии выдвигались всего три действующих руководителя: тот же Собянин в 2013 г., Никита Белых (Кировская обл.) в 2014 г. и Алексей Дюмин (Тульская обл.) в 2016 г. Самовыдвиженцем был и Владимир Путин на президентских выборах в марте 2018 г. – он объяснял это желанием получить широкую поддержку граждан.

В администрации президента общего обсуждения, чтобы врио губернатора шли самовыдвиженцами, не было, предупреждает собеседник, близкий к администрации: «Это ситуационные решения, связанные с тем, что какие-то губернаторы ассоциируются с «Единой Россией», а какие-то могут быть самовыдвиженцами, чтобы заключать межпартийные соглашения и получить более широкую поддержку. Зависит от того, позволит ли все это достичь результата и сохранить ситуацию под контролем».

Самовыдвижение не общая практика, подтверждает федеральный чиновник: «Везде, где возможно, будут идти от «Единой России», тем более что началась перезагрузка партии. Но есть отдельные регионы, особенно на Дальнем Востоке, где ее рейтинг из-за бездеятельности местных отделений крайне низок: это и Сахалин, и Приморье, для них сделаны исключения». По его словам, Башкирия не обсуждалась, но, скорее всего, врио главы республики Радий Хабиров пойдет от «Единой России». Человек, близкий к руководству Башкирии, возражает: Хабиров тоже может пойти самовыдвиженцем.

Причинами самовыдвижения стали снижение рейтинга «Единой России» и опасения, что партийный флаг повысит антирейтинг кандидата, полагает гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров.

«Если человек сегодня идет от «Единой России», то он превращается в удобную мишень для критики, – объясняет Федоров. – До повышения пенсионного возраста ее рейтинг был выше 45%, а сейчас – 32–35%. Голосование сторонников партии не дает теперь большинства». Такое не везде, в расчет берется ситуация в регионе и социологические данные, продолжает он: «Самовыдвиженцами надо идти Кожемяко и Беглову, в Петербурге у партии всегда был рейтинг ниже, чем в среднем по стране. Это политическая тактика, а не стратегия».

Для «Единой России» принципиально важны политическая стабильность, социальное благополучие и решение проблем людей, говорит замсекретаря генсовета партии Виктор Селиверстов: «И если для этого необходимо, чтобы кандидат в губернаторы шел при поддержке широкой общественной коалиции, то партия готова стать ее частью. При этом в абсолютном большинстве регионов наши кандидаты идут от партии».

Это вопрос тактики и работы с электоральными группами, поддерживающими другие партии, считает координатор экспертного совета «Единой России» Константин Костин: «В Забайкалье или Приморье разумно идти самовыдвиженцами: губернатор должен стремиться победить в первом туре, а рейтинг партии там в 30–40% является недостаточным. Есть электоральные группы, которые поддержат выдвиженца президента, но не кандидата «Единой России», – например, те, кто голосует за эсеров». То, что врио идут самовыдвиженцами, не бьет по партии, уверен Костин: «Партии важно, чтобы губернаторы ее поддерживали на областных выборах, возглавляя списки. Партия же в любом случае готова его поддержать».

Главное, что рейтинги кандидатов от власти в регионах выше, чем рейтинг «Единой России», считает политтехнолог Андрей Колядин: «Еще одна причина – сбор подписей для самовыдвиженцев позволяет познакомить электорат с кандидатом. Кроме того, судя по опыту столкновения с «Единой Россией» на территориях, партия переоценивает свое влияние на электоральную среду, считая, что у нее больше членов, чем есть на самом деле». Партия власти давно не участвовала в таких выборах, «когда противник не был привязан к стулу», и пока в конкурентной борьбе она проигрывает, констатирует эксперт: «Кандидаты стараются не вступать в близкие отношения с партией – из опасения личной компрометации. Видимо, те, кто уже отказался выдвигаться от партии, имеет на руках социологию, которая показывает перетекание электората в случае самовыдвижения или выдвижения от партии. Скорее всего, эти цифры отличаются – и, видимо, не в пользу партии».

Значимость фактора выдвижения губернатора от «Единой России» или самовыдвижения сильно преувеличена, считает политолог Аббас Галлямов: «Избиратель знает, что врио назначен Путиным, помнит, что «Единая Россия» – партия Путина. В этой ситуации попытки врио исполнить какую-то непартийную роль либо будут интерпретированы как попытка сбежать с корабля в трудную минуту, либо разозлят как откровенная попытка манипуляции». Важнейшей составляющей протестных настроений становится убежденность, что власть держит избирателей за дураков, заключает эксперт: «Заявления о непартийном характере кремлевского кандидата именно так людьми и воспринимаются».