OCCRP рассказал о созданной «Тройкой диалог» сети офшорных компаний

За несколько лет, по данным журналистов, через нее прошли более $4 млрд
Варданян в разговоре с OCCRP подчеркнул, что инвестиционная компания действовала «по правилам, в то время существовавшим на мировом финансовом рынке»/ Сергей Портер / Ведомости

Инвестиционный банк «Тройка диалог» под руководством Рубена Варданяна создал сеть из более чем 70 офшорных компаний, через которую выводились деньги из России, в том числе с использованием «криминальных схем». Это следует из расследования Organised Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP) – проекта по расследованию организованной преступности и коррупции. На русском языке расследование опубликовала «Медуза».

Сеть функционировала с 2006 г. по начало 2013 г. и за это время в нее было переведено $4,6 млрд, выведено – $4,8 млрд, утверждает OCCRP.

Выводы журналистов основаны на попавших в их распоряжение данных о банковских переводах компаний, которые имели счета в литовском банке Ukio (лишился лицензии в 2013 г.). В этом банке обслуживались счета как минимум 30 компаний, связанных с «Тройкой диалог», утверждается в расследовании.

«Плавильный котел»

Офшорная сеть «Тройки» работала по принципу «плавильного котла», пишет «Медуза». Деньги поступали на счет одной компании, затем, как правило, несколько раз перемещались по счетам других компаний сети, прежде чем уйти конечным получателям. После этого отделить «грязные» деньги от «чистых» крайне трудно. Установить всех конечных получателей денег сложно: большинство из них тоже скрывались в офшорах.

Откуда приходили и куда уходили деньги

Не все структуры, деньги которых попадали в офшорную сеть «Тройки диалог», занимались сомнительными операциями, пишут расследователи, но «среди них попадались и такие, которые были замечены в крупных аферах, а также в российских и зарубежных уголовных делах». В частности, $130 млн офшорным фирмам «Тройки диалог» перечислили компании, которые фигурировали в «деле Магнитского», утверждает OCCRP. Более $27 млн были перечислены от компаний, замешанных в выводе денег из аэропорта «Шереметьево», также в 2008–2009 гг. более $17,5 млн на офшорные счета попали от структур, которые упоминались в уголовных делах об уклонении от уплаты налогов против страховых компаний, в частности «Росгосстраха», говорится в расследовании.

Среди получателей оказались родственники и друзья высокопоставленных российских чиновников, а также топ-менеджеры компаний с государственным участием, утверждают расследователи. В их числе – друг президента России Владимира Путина Сергей Ролдугин. По данным OCCRP, в период с 2007 по 2010 г. он получил из сети, созданной «Тройкой диалог», $69 млн. Как утверждает проект, по схеме, которая была описана ранее, в связи с публикациями о «панамском архиве», компания Ролдугина заключала договор на покупку акций «Роснефти», продавец его не выполнял, и за срыв договора выплачивалась компенсация в сотни тысяч долларов. OCCRP утверждает, что такие договоры заключались с компаниями из офшорной системы «Тройки диалог».

В 2004–2008 гг., в разгар реформы РАО ЕЭС, через офшорную сеть «Тройки диалог» оплачивалась покупка небольших активов монополиста, таких как ремонтные компании или непрофильный телекоммуникационный бизнес, сообщают расследователи. Они приводят в пример то, что с 2004 по 2005 г. из офшорных фирм «Тройки диалог» были перечислены 178 млн руб. в уставные капиталы компаний «Энергомонтаж-инвест», «Союзэнергоинжиниринг» и «Союзсетьстрой», которые стали частью крупнейшего строителя электрических сетей и тепловых электростанций – холдинга «Энергостройинвест».

Кроме того, одним из получателей денег, по информации OCCRP, была родственница бывшего самарского губернатора Владимира Артякова, который сейчас занимает пост первого заместителя руководителя «Ростеха» и является давним знакомым руководителя «Ростеха» Сергея Чемезова. Как пишут расследователи, в 2008–2009 гг. 80-летняя гражданка России Анна Курепина получила от компании из офшорной сети «Тройки диалог» почти 15 млн евро в кредит по 5% годовых, причем от нее не потребовали ни взноса, ни залога. 11 млн евро Курепина потратила на покупку земли недалеко от Барселоны на побережье Коста-Брава. Счета компании были закрыты в 2013 г., на тот момент деньги от Курепиной возвращены не были, утверждает проект.

Как пишет The Guardian со ссылкой на выводы OCCRP, нет оснований утверждать, что окончательные получатели были осведомлены об изначальном источнике денег. Документы показывают, что в офшорах могли смешиваться одновременно «криминальные и законные» средства, что делает невозможным отследить изначальный их источник.

Издание также приводит в пример переводы денег из офшорных фирм «Тройки диалог». В 2009, 2010 и 2011 гг. тремя траншами, которые в сумме давали $200 000, компания с Виргинских островов под названием Quantus Division Ltd. перевела средства в благотворительный фонд британского принца Чарльза. Как объяснил Варданян The Guardian, деньги были переданы для «сохранения архитектурного наследия Англии». По данным газеты, средства были направлены на спасение Дамфрис-хаус, где находится «бесценная коллекция мебели». Со счета Quantus также был оплачен – это стоило 2 млн евро – участие музыканта Принса в корпоративе «Тройки диалог» в 2007 г., а также 20 000 евро – на участие Варданяна в конференции в Давосе, следует из расследования.

Армянские рабочие

По данным OCCRP, в сеть, созданную «Тройкой диалог», входило по меньшей мере 75 взаимосвязанных офшорных фирм, часть из которых открыла счета в Ukio. Они, утверждает проект, были оформлены на подставных лиц, в частности сезонных рабочих из Армении. Расследователи нашли этих людей и выяснили, что им неизвестно о счетах, которые были на них оформлены.

Например, в документах одной из офшорных фирм – зарегистрированной в Панаме Dino Capital SA – были личные данные и подпись Армена Устяна – 34-летнего жителя Армении, зарабатывающего ремонтом квартир в Москве, говорится в расследовании. Сам Устян сказал журналистам, что никогда не слышал об этой компании и не знает, как в ее документах оказались его подпись.

По данным OCCRP, для того чтобы зарегистрировать счет кипрской офшорной компании Popat Holdings Ltd. в Ukio использовались данные другого жителя Армении – Эдика Еритисяна. В разговоре с расследователями он сообщил, что потерял память в результате ДТП три года назад и забыл часть событий, которые с ним происходили в прошлом. Устян утверждает, что они вместе с Еритисяном жили вместе в одной московской квартире, в которой делали ремонт.

Что говорит Варданян

Варданян в разговоре с OCCRP не отрицал, что «Тройка диалог» использовала для ведения бизнеса иностранные компании, у которых были счета, в частности, в Ukio. Он подчеркнул, что инвестиционная компания действовала «по правилам, в то время существовавшим на мировом финансовом рынке». По словам бывшего руководителя «Тройки», среди клиентов компании не было людей, к которым у правоохранительных органов были вопросы. Также он сказал, что компания не вела дел с Ролдугиным. «Тройка» могла исполнить поручение другого клиента по переводу денег на счета компаний музыканта, констатировал Варданян.

«Факты, изложенные в статье, не имели и не имеют отношения к Сбербанку. Упомянутые операции совершались со счетов компаний, которые никогда не входили в периметр сделки по покупке Сбербанком компании "Тройки Диалог". Структуры Сбербанка не участвовали в сопровождении операций», — сообщила пресс-служба Сбербанка.