Зеленский предложил дать всем украинским регионам равные права

Его поправки в конституцию не предусматривают особого статуса для Донбасса
STEPAN FRANKO / EPA / TASS

Поправки в конституцию Украины, направленные на децентрализацию страны, не предусматривают предоставления Донбассу особого статуса, как того требуют минские соглашения. Это следует из законопроекта, внесенного в пятницу президентом Владимиром Зеленским и опубликованного в понедельник на сайте Верховной рады. Как подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые президентом меры не означают ослабления центральной власти в вопросах обороны, внешней политики, национальной безопасности, соблюдения прав и свобод человека. «Отдельные районы Донецкой и Луганской областей», как названы в минских соглашениях не контролируемые Киевом территории Донбасса, в тексте вообще не упоминаются.

Что предлагается

Согласно документу новая система местного самоуправления будет трехуровневой: общины (громады), округа и области, а также Автономная Республика Крым в качестве особой административной единицы. Представительными органами местного самоуправления станут окружные и областные советы, а роль исполнительных органов будут играть формируемые советами исполнительные комитеты. Действующий ныне институт назначаемых президентом глав областных государственных администраций упраздняется, но их заменят окружные и областные префекты, которые будут назначаться президентом по представлению правительства сроком на три года. Они должны осуществлять административный надзор за соблюдением конституции и законов и вправе приостанавливать действие незаконных актов с одновременным обращением в суд. Кроме того, в случае принятия местными органами решений, противоречащих конституции Украины и «создающих угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или национальной безопасности», президент по представлению префекта может приостановить полномочия окружного или областного совета, назначить туда временного государственного уполномоченного и обратиться в Конституционный суд. Если тот подтвердит факт нарушения конституции, то Верховная рада по представлению президента досрочно прекращает полномочия этого совета и назначает внеочередные выборы.

Для внесения изменений в конституцию требуется одобрение двух третей (не менее 300 из 450) депутатов Верховной рады. У президентской фракции «Слуга народа» лишь 248 мест в парламенте, но партия рассчитывает получить поддержку «Европейской солидарности» экс-президента Петра Порошенко, поскольку нынешние предложения Зеленского в целом совпадают с конституционными поправками самого Порошенко, которые в августе 2015 г. были приняты Радой лишь в первом чтении.

Пункт 11 минских соглашений предусматривает проведение на Украине конституционной реформы, предполагающей «в качестве ключевого элемента» децентрализацию с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов, а также принятие постоянного законодательства об особом статусе этих территорий. Власти самопровозглашенной ДНР еще до опубликования текста поправок напомнили Киеву о необходимости согласования с ними этой реформы. «Эти поправки нужно обсудить на ближайшей встрече [трехсторонней] контактной группы 18 декабря. Если Киев будет уклоняться от их согласования с нами, это станет грубым и прямым нарушением минских соглашений. Мы не признаем одностороннюю децентрализацию», – заявил 13 декабря лидер ДНР Денис Пушилин.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в понедельник не стал комментировать законопроект Зеленского, пообещав, что Кремль «очень внимательно» изучит этот документ на предмет соответствия минским соглашениям и «формуле Штайнмайера», увязывающей вступление в силу закона об особом статусе Донбасса с проведением там справедливых выборов по стандартам ОБСЕ.

Что это значит

Зеленскому нужно изобразить активную работу по продвижению минских соглашений, считает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. По его мнению, украинская сторона хочет показать, что не только требует изменить минские соглашения, но и пошла на конструктивный шаг – готова изменить конституцию, лишь бы решить вопрос урегулирования ситуации внутри страны. Киев будет говорить, что предложенная децентрализация – это то же самое, что записано в минских соглашениях, такое жонглирование понятиями уже всплывало на более ранних этапах по вполне объяснимым причинам, говорит эксперт: «Реализовать минские соглашения, как они написаны, Украина не может. Хочет Зеленский или не хочет, но это упирается в стены, которые непреодолимы. Значит, надо искать обходные пути. Вот, собственно, это и происходит». Если эти поправки будут приняты, Москва скажет, что «это вообще не то», после чего обсуждения пойдут на новый круг, прогнозирует Лукьянов: «Минские соглашения ведь не про устройство Украины, они про конкретный регион с очень конкретными условиями, которые ему требуют предоставить. А все остальное – это паллиативы для того, чтобы как-нибудь уйти от их выполнения».

Новые поправки пока не очень коррелируют с минскими соглашениями, по крайней мере в том понимании, которое присутствует у партнеров Украины по нормандскому формату, согласен украинский политолог Вадим Карасев: «Но я бы спокойно отнесся к этому факту, понимая, что пока команда украинского президента маневрирует». Ранее был пролонгирован старый закон об особом статусе Донбасса без внесения соответствующей поправки в конституцию, теперь предложены изменения в конституцию о децентрализации без упоминания об особых правах Донбасса, продолжает эксперт. При этом министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко в понедельник заявил о подготовке нового закона об особом статусе Донбасса с учетом «формулы Штайнмайера», отмечает Карасев: «Понятно, что этот новый закон нельзя ни написать, ни принять до Нового года. Поэтому пролонгировали старый закон, а новый будут готовить, наверное, в том числе и через консультации в рамках контактной группы, чтобы соблюсти эту формулу по согласованию с представителями ЛНР и ДНР». После этого всю эту комбинацию можно будет привести к финалу, полагает эксперт: «До тех пор пока команда Зеленского не решит проблему протестной улицы, она обречена, просто вынуждена идти на разного рода хитрости, уловки и маневры, понимая, что лобовые действия по реализации минских соглашений с точки зрения внутриполитической ситуации в Украине были бы рискованны».

«Они доманеврируются, и тогда уже точно Донбасс никогда не будет в общем политическом пространстве с Украиной», – возражает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, близкий к курирующему украинское направление помощнику президента России Владиславу Суркову. «Надо не маневрами заниматься, а выполнением минских соглашений. Они будут продолжать терять время, придумывать какие-то уловки, обманывать сами себя. В итоге создадут «параллельную реальность» в надежде на то, что ее можно «продать» России, потом сами начнут в эту реальность верить и в конце концов вернутся к тому, чего требует Россия. Это касается и тех поправок, которые внес Зеленский», – считает эксперт. Действия команды нынешнего президента Украины выглядят повторением того, что прежде делала команда Порошенко, которая тоже предпринимала различные несогласованные шаги, добавляет Чеснаков.