Госдума предложила лишить Совет Федерации права назначать генпрокурора

Депутаты начали работу над президентскими поправками к Конституции
Игорь Краснов (на фото) может стать последним генпрокурором, назначенным Советом Федерации /TASS

Комитет Госдумы по законодательству начал рассмотрение поправок к президентскому законопроекту об изменении Конституции. Обсуждавшиеся в среду нормы касаются седьмой главы Основного закона («Судебная власть и прокуратура») и частично меняют смысл президентской инициативы, поскольку сокращают полномочия Совета Федерации, тогда как Владимир Путин говорил об их расширении.

Всего в комитет поступила 21 поправка к этой главе, восемь из которых были приняты. Все они подготовлены сопредседателями рабочей группы, руководителями профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом.

Ключевая поправка касается генпрокурора. Сейчас он назначается и увольняется Советом Федерации по представлению президента, и Путин предлагал сохранить этот порядок. Но депутаты выступили за то, чтобы генпрокурор назначался президентом после консультаций с Совфедом, а освобождался от должности главой государства. Крашенинников объяснил введение этой нормы тем, что она «зеркальна» по отношению к силовым министрам, которые тоже будут назначаться президентом после консультаций с сенаторами. Это сделает процесс назначения прокуроров более независимым, уверяет депутат, приводя в пример 1990-е гг., когда верхняя палата отказывалась поддержать представление президента о назначении или отставке генпрокурора: «Эти нормы направлены на исключение таких кризисных ситуаций».

Это существенное сокращение полномочий сенаторов, уверен экс-депутат Госдумы адвокат Сергей Попов: «В нашей системе консультации ничего не означают и ни к чему не обязывают. Если сейчас Совфед против президента не выступает, то нельзя сказать, что этого не случится в будущем. Теперь же президент застрахован от такой ситуации».

Депутаты также хотят прописать в Конституции, что жалобы в Конституционный суд (КС) граждане могут подавать лишь после того, как ими «исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты». То есть жаловаться в КС можно будет не после апелляции, как сейчас, а после кассации (надзорная инстанция, по словам Крашенинникова, в перечень «всех других средств» не входит). Введение этой нормы депутат увязал с предложением Путина сократить число судей КС с 19 до 11, ответив таким образом на ремарку депутата Галины Хованской о том, что из-за уменьшения числа судей увеличатся сроки рассмотрения дел и снизится качество решений.

Закон о КС считает жалобу допустимой, если «закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде», напоминает доцент Российского госуниверситета правосудия Ольга Кряжкова: «Это означает, что заявитель должен приложить к жалобе вступивший в законную силу судебный акт первой инстанции, для чего совершенно не обязательно обращаться в вышестоящий суд, достаточно выждать определенное время». Новые правила затрудняют доступ в КС для граждан и сокращают возможности самого КС гибче и быстрее реагировать на неконституционные ситуации, считает эксперт: «Если право отказывать заявителям по причине неисчерпанности всех средств судебной защиты будет дано секретариату КС, это снизит нагрузку на судей. В контексте планируемого сокращения числа судей это весьма логично – но вот хорошо ли для граждан?»

Отвечая на вопросы СМИ, Крашенинников не исключил, что ко второму чтению могут быть изменены и положения президентского проекта, касающиеся полномочий Госдумы и правительства.

Вряд ли президентский законопроект исправляют депутаты или рабочая группа, они лишь оформляют решения, принятые на президентском уровне, считает политолог Алексей Макаркин: «Возможно, новые поправки связаны с сохранением управляемости политсистемы и после 2024 г. Может быть, действительно вспомнили, как Совфед отказывался увольнять [генпрокурора Юрия] Скуратова, капитулировав лишь после прихода к власти Путина». Сейчас сенаторы готовы проштамповать что угодно, в том числе назначение или отставку генпрокурора, отмечает эксперт: «Но возникает вопрос, что будет при другом президенте и не повысятся ли амбиции Совфеда. Чтобы этого избежать, и вносятся поправки».