За полгода до выборов в Госдуму 55% россиян говорят, что примут участие в голосовании

Декларируемая явка отличается от реальной, на которую будет влиять оппозиционный электорат
На предыдущих выборах в Госдуму в 2016 г. явка на парламентских выборах была аномально низкой в целом по стране/ Андрей Гордеев / Ведомости

Декларируемая явка на выборах в Госдуму 2021 г. за шесть месяцев до их проведения составляет 55%, следует из данных Института социального маркетинга («Инсомар»). О том, что точно примут участие в выборах, заявляют 42% избирателей, еще 13% говорят, что, скорее всего, примут в них участие. Не собираются участвовать в выборах 12% избирателей. Еще 31% опрошенных заявили, что определятся ближе к выборам. Информированность о выборах в Госдуму пока невысокая: 38% хорошо знают, что выборы должны состояться в сентябре этого года, 36% что-то о них слышали, а 26% опрошенных впервые услышали о выборах. 76% респондентов сказали, что ни с кем не советуются по поводу того, за кого им голосовать на выборах. Только 22% респондентов ответили, что обычно советуются с друзьями или родственниками.

Согласно опросу, сейчас 33% от всех опрошенных проголосовали бы за «Единую Россию». Допускают голосование за эту партию 54%, исключают для себя такую возможность 42%. КПРФ поддержали бы 16% опрошенных, ЛДПР – 9%, «Справедливую Россию – За правду» – 8%. За «Яблоко» и Российскую партию пенсионеров за социальную справедливость проголосовали бы по 4%, а за «Новых людей» – 1%.

Россиян также спросили о предполагаемых результатах выборах. Подавляющее большинство – 77% опрошенных – говорят, что больше всего голосов на выборах наберет «Единая Россия». 2-е место, по мнению 31% россиян, займет КПРФ. При этом 45% опрошенных считают, что в Госдуму, как и в 2016 г., пройдут всего лишь четыре партии. О том, что туда может попасть еще одна новая партия, говорят 40%.

По словам директора по политическому анализу «Инсомара» Виктора Потуремского, пока рано делать пересчет декларируемой опрошенными явки в реальную, поскольку еще не началась избирательная кампания. Но эксперт предполагает, что явка на этих выборах может составить более 40%. Информированность о выборах в Госдуму за полгода до их проведения в сентябре находится в пределах нормы, продолжает Потуремский. «Сейчас пандемийная повестка начинает уходить в сторону, люди начинают интересоваться тем, что еще происходит. И если ситуация с коронавирусом будет оставаться такой же, как сейчас, или будет улучшаться, то к выборам политическая повестка будет доминировать над коронавирусной», – говорит политолог.

Явка на выборах будет около 45–48%, предполагает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «В последние годы имело место снижение явки, поэтому в будущем, конечно, предстоит подумать, как явку на парламентских выборах повышать. Хотя не исключено, что в этом году трехдневное голосование положительно скажется на активности избирателей». По мнению Костина, одним из главных вопросов остается то, придут ли на выборы избиратели из числа 31% неопределившихся и за кого они проголосуют: «С одной стороны, это может быть поддержка четырех нынешних парламентских партий, а с другой – голосование за малые партии вроде «Новых людей» или Российской партии пенсионеров за социальную справедливость. Тут все будет зависеть от того, какими будут предвыборные настроения», – говорит Костин.

На предыдущих выборах в Госдуму в 2016 г. явка на парламентских выборах была аномально низкой как в целом по стране, так и за счет дифференциации по явке, когда очень низкой была явка в крупных городах, в Сибири и на Дальнем Востоке, напоминает политолог Александр Кынев. «Второй раз это вряд ли повторится. Тем более что очень многое будет зависеть от внесистемной оппозиции – ее активное участие в выборах и «умное голосование» явку будут повышать. В 2016 г. оппозиция по факту не столько бойкотировала выборы, сколько в них не участвовала.

Поэтому в 2021 г. реальная явка, скорее всего, будет за 50%», – предполагает политолог. По его словам, власти была бы выгодна такая же дифференциация явки избирателей, которая была в 2016 г.: «Рост явки в протестных регионах автоматически понизит результат «Единой России». В аномальных же регионах явку повышать уже некуда, она стандартно очень высокая». Что касается трехдневного голосования, то на региональных выборах 2020 г. этот новый фактор на явке почти не сказался, добавляет Кынев. «Там, где и раньше нагоняли людей на выборы, там и при новых условиях нагоняли. А там, где и раньше все было более-менее честно, там и при трехдневном голосовании так было. Так что тут многое будет зависеть от электоральной традиции региона – насколько независимые комиссии, насколько сильное наблюдение», – заключает ­политолог.