Бывший президент Киргизии вернулся на родину после 16 лет изгнания
Он мог дать нужные властям показания по золотому руднику «Кумтор»Бывший президент Киргизии Аскар Акаев вернулся 2 августа в столицу страны Бишкек из Москвы после 16-летнего изгнания и был допрошен следователями Государственного комитета по национальной безопасности (ГКНБ) об обстоятельствах приватизации золотого рудника «Кумтор» в 90-е гг. Сам Акаев заявил после допроса, что он «очень признателен, благодарен» президенту Садыру Жапарову за возможность вернуться. «Я приехал, чтобы чистосердечно, искренне рассказать, как мы строили «Кумтор», – заявил Акаев (цитата по «АКИpress»). В каком статусе он был допрошен, не сообщается.
Следствие ГКНБ, ведущее уголовное дело об обстоятельствах приватизации предприятия, которым владеет канадская компания Centerra, объявило в розыск Акаева и сменившего его на посту президента Курманбека Бакиева в начале июля. Еще в мае жогорку кенеш (парламент) Киргизии принял закон о введении на «Кумторе» внешнего управления, после чего правительство назначило внешним управляющим предприятия советника президента Жапарова Тенгиза Болтурука, что было оспорено Centerra в судах. Жапаров в конце 2000-х – начале 2010-х гг. активно выступал за национализацию «Кумтора» и был осужден к лишению свободы в 2012 г., после того как один из митингов на эту тему закончился беспорядками. Он был освобожден в октябре 2020 г. после очередной революции, свергнувшей президента Сооронбая Жээнбекова, и был избран новым президентом страны в январе 2021 г.
Хотя ГКНБ Киргизии заявил о том, что Акаев был «доставлен» в Бишкек в результате проведенных мероприятий, договоренность о том, что он не будет арестован, была достигнута заранее, говорит российский политтехнолог, участвующий в избирательных кампаниях в Киргизии. Арест Акаева, который после переезда в Россию работал в ряде академических учреждений, а с 2014 г. – в НИУ ВШЭ (в лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации. – «Ведомости»), привел бы к обострению отношений властей Киргизии и России, что не нужно властям Киргизии, сказал собеседник «Ведомостей».
По словам Станислава Притчина из Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, для Жапарова тема национализации «Кумтора» является центральной для его президентства и с помощью преследования лиц, имевших отношение к деятельности компании, он пытается придать этой теме и внутриполитический аспект. Все лица, причастные к подписанию соглашений и дополнений к соглашениям с Centerra, благодаря которым она стала владельцем «Кумтора», сейчас находятся под давлением, продолжает эксперт. Если поездка Акаева была добровольной, мотивов подключаться к ситуации с российской стороны нет, считает Притчин. «Ведомости» направили запрос пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескова с вопросом о том, было ли известно заранее российской стороне о поездке Акаева.
В 2020 г. «Кумтор» добыл около 17 т золота и заплатил, по данным Centerra, $160 млн налогов и обязательных платежей, его доля в ВВП в 2020 г. составила 12,5%. Киргизии через государственную компанию «Кыргызалтын» принадлежит 26% самой Centerra.
Транзит китайских товаров и швейная промышленность лежат в основе экономики Киргизии, но они находятся во многом в серой зоне, их трудно в отличие от золотодобычи обложить налогом, что является объективной основой проблем с «Кумтором», говорит Василий Кашин из НИУ ВШЭ.