США возобновили сотрудничество с Филиппинами по атомной энергии

Ключевыми конкурентами Штатов в этой сфере в стране являются Москва и Пекин
Getty Images

США и Филиппины на полях саммита АТЭС в Сан-Франциско 17 ноября заключили договор о сотрудничестве по развитию мирного атома. С американской стороны документ подписывал госсекретарь Энтони Блинкен, с филиппинской – министр энергетики Рафаэль Лотилла. В церемонии также принял участие и президент Филиппин Фердинанд Маркос-младший.

Похожее соглашение между Филиппинами и США было заключено при отце нынешнего презента, Фердинанде Маркосе-старшем, оно действовало 30 лет и истекло в 1998 г. 

«С доступом к американскому сырью и оборудованию США и Филиппины смогут работать вместе, применяя новые технологии, включая малый модульный реактор», – написано в пресс-релизе госдепартамента США. Там указано, что договор позволит интенсифицировать взаимодействие Вашингтона и Манилы в сфере «чистой» энергетики и укрепить союз между двумя странами. Маркос-младший выразил надежду, что «ядерная энергетика войдет в энергобаланс Филиппин к 2032 г.» (цитата по Associated Press).

Подписанное 17 ноября соглашение базируется на разделе 123 закона США об атомной энергии от 1954 г. Документы, согласованные на основе этого раздела, создают обязательные для исполнения рамочные соглашения. Раздел устанавливает девять критериев по нераспространению. Основная цель – недопущение переработки ядерной программы из мирной в военную. Если президент США одобряет соглашение, а конгресс не отклонил его, то документ автоматически становится законом.

На ноябрь 2023 г. кроме Филиппин у США заключены похожие соглашения с 23 странами, в том числе с Россией. По словам независимого эксперта в области атомной энергетики Валентина Гибалова, соглашение по разделу 123 – стандартная договоренность, которую США подписывают с другими странами. Она фактически ограничивает страны в плане возможностей использования и развития собственных технологий работы с ядерным топливом, взамен американцы гарантируют доступ к своим технологиям.

Источники энергии

Филиппины испытывают проблемы с доступом к источникам энергии. Углеводороды обеспечивают 87,49% энергобаланса этого государства. По данным интернет-платформы Our World in Data за 2022 г., доля угля в электрогенерации Филиппин – 46,31%, нефти – 18,41%, газа – 12,69%, ГЭС – 7,78%. Согласно данным The Observatory of Economic Complexity (создан MIT Media Lab), в 2021 г. 95,3% угля Филиппины завезли из Индонезии, 59,5% нефти – из Саудовской Аравии.

Но перебои с электричеством – хроническая проблема Филиппин. 17 мая 2023 г. страна закрывала воздушное пространство на шесть часов для устранения неполадок с подачей энергии в аэропорты. В сентябре 2022 г., после закрытия 10 ТЭС из-за нехватки угля, 1 млн жителей острова Лусон остались без света (на нем расположена и столица страны). С 2016 по 2021 г. на Филиппинах 22 раза объявляли «красную» энергетическую тревогу, 154 раза – «желтую».

Гибалов отмечает, что энергосистема Филиппин – фрагментированная и неразвитая, на это влияет хроническое недофинансирование и то, что государство является архипелагом, из-за чего энергетика разбивается на несколько изолированных кластеров. 

Филиппины уже пытались получить атомную генерацию: собственная ядерная программа запущена в 1958 г., в стране до сих пор действуют исследовательские реакторы. В 1976 г. на Лусоне примерно в 100 км от Манилы началось строительство АЭС «Батаан» мощностью 621 МВт американской Westinghouse Electric. Компания обеспечила себе контракт, подкупив Маркоса-старшего и ряд его людей за $17 млн.

После аварии на американской АЭС «Три-Майл-Айленд» в 1979 г. возведение станции «Батаан» приостановили, спецкомиссия обнаружила 4000 дефектов. В стране разминулось широкое антиатомное движение. После ликвидации дефектов строительство продолжили. К 1984 г. стоимость монтажа АЭС достигла $2,3 млрд по тогдашнему курсу.

В феврале 1986 г. президента Маркоса-старшего свергли. После аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. новый президент Корасон Акино отменила ввод станции в эксплуатацию. В 2010-е гг. Манила пыталась восстановить законсервированную АЭС с помощью Южной Кореи, а позже – России. Последняя в 2018 г. допустила возможность реанимации «Батаана», но усомнилась в ее рентабельности.

В январе 2022 г. «Русатом Оверсиз» (структура «Росатома») и минэнерго Филиппин подписали план и техзадание на проведение предварительного технико-экономического обоснования проекта атомных станций малой мощности (АСММ – «мини-АЭС», или SMR – small modular reactor в западной классификации). Как сообщил «Ведомостям» представитель «Росатома», на ноябрь 2023 г. в соответствии с подписанным ранее меморандумом «было проведено предварительное ТЭО возможного проекта строительства АСММ на территории Филиппин». «В настоящее время документ изучается министерством энергетики этой страны», – уточнил он.

Как объясняет главред отраслевого портала Atominfo, эксперт в области атомной энергетики Александр Уваров, у «Росатома» и властей Филиппин был взаимный интерес в этой отрасли, филиппинцы участвовали в российских выставках «Атомэкспо». Но сейчас, по его словам, «все в руках политиков», а политики там сейчас «не сильно дружественные» России. 

В области АСММ Филиппины уже пытались сотрудничать с американским стартапом NuScale, разрабатывавшим свой проект SMR. В мае 2023 г. Маркос-младший встретился со руководством компании, и NuScale решила вложить до $7,5 млрд для сооружения мощностей на SMR на 430 МВт к 2031 г. Но 8 ноября NuScale объявила о закрытии проекта модульного реактора из-за роста затрат на 53%, что ставит под вопрос и реализацию проекта АСММ на Филиппинах.

Манила пыталась сотрудничать в области атомной энергетики и с КНР. Обсуждение проходило одновременно с переговорами с США, которые начались в ноябре 2022 г. 8 февраля 2023 г. глава департамента энергетической политики и планирования минэнерго Филиппин Майкл Синокруз заявил, что ведомство получило предложение о сотрудничестве от Пекина. 

То, что интерес филиппинцев, хотя и не окончательно, в последние годы сместился от достройки полноценной АЭС «Батаан» к сотрудничеству в области малых станций, объясняется особенностями энергосистемы страны, отмечает Гибалов. Достаточно развитая и целостная сеть для крупной станции есть только на Лусоне, где как раз и строилась американская станция в 1970-1980-е гг. «Но пока ясного “просвета” в финансовых возможностях Филиппин нет, вряд ли что-то будет конкретное построено, даже мини-АЭС», – считает Гибалов. 

При этом если средства и оператор для строительства малых АЭС или восстановления и ввода в строй «Батаана» найдутся, то заполучить топливо для филиппинской станции не будет проблемой, согласны Уваров и Гибалов. По мнению Уварова, наиболее вероятны закупки урана в Австралии как у географически ближайшего и логистически удобного крупного поставщика из топ-5.

Филиппины действительно нуждаются в дополнительных источниках энергии, но конечная цель США – максимально «привязать» к себе Манилу, считает директор Центра АСЕАН МГИМО Екатерина Колдунова. По ее словам, после прихода к власти Маркоса-младшего Вашингтон пытается минимизировать китайское и прочее внешнее влияние на Филиппины посредством ряда инструментов, включая энергополитику. «Обещания даны, смогут и будут ли их реализовывать – большой вопрос. И не столько из-за возможных проблем с финансированием, но и в силу переменчивости краткосрочных приоритетов Вашингтона», – заключила эксперт.