Что больше всего поражает в истории с отстранением России от спорта

Чиновники категорически не хотят делать никаких выводов
Эксперты, представленные спортивными властями [России], никаких внятных и приемлемых объяснений по поводу изменений [в базе Московской лаборатории] не дали, а это было важно.
Юрий Ганусгендиректор РУСАДА

Кассандра отказала Аполлону в близости, и тот, мстительный себялюбивый божок, сделал так, чтобы ее предсказаниям, весьма точным, никто не верил. «Меня кружит пророчества безумный вихрь // И мучит боль предчувствий. // О, беда, беда!» (Эсхил «Агамемнон»). «Мы летим в пропасть», – пророчествовал в начале октября Юрий Ганус, но от его слов досадливо отмахивались. Да и вообще вел себя гендиректор РУСАДА как-то не по-советски, не по-товарищески – не поддерживал угрюмое монолитное молчание чиновников. При всей своей монолитности, думаю, даже они понимали, что ничего уже исправить нельзя.

Теперь вот уже, так сказать, после драки министр спорта Павел Колобков размахивает шпагой: «Наши эксперты, представляющие российские институты, встречались с ними [представителями WADA]. Обсуждали все вопросы, связанные с этим докладом. К сожалению, позиция наших экспертов не была услышана и были приняты эти рекомендации».

Российский спорт ближайшие четыре года на международной арене, похоже, будет не российским, а безымянным – вот какие последствия будут иметь эти рекомендации WADA. Это даже и справедливо: судя по тем сведениям, что стали достоянием гласности за последние четыре-пять лет, чистыми российские атлеты остаются, как мне кажется, вопреки действиям российских спортивных властей. Вроде бы Олимпийские игры в Сочи, точнее говоря, их допинговая часть должна была отвратить чиновников от идеи участвовать в допинговых баталиях в любой форме – и, однако, выходит, никаких уроков не усвоено.

Что особенно гадко: российские власти продолжают – по крайней мере внутри страны – вести себя так, будто ничего не произошло и победители разных соревнований, происходящие из России, завоевали свои медали для официально-пропагандистских целей. Рос-си-я! Рос-си-я! (А слышно: до-пинг! до-пинг!) Спортивные чиновники могут совершенно спокойно рассуждать в патриотическом духе о достижениях, к примеру, трехкратной чемпионки мира по прыжкам в высоту Марии Ласицкене – хотя она уже неоднократно говорила, что держалась бы лучше подальше от этих самых спортивных чиновников.

В истории с отстранением России от спорта решительно поражает одна особенность: неявно выраженная убежденность, что все пройдет и забудется, что не нужно ничего специального делать, ни в чем каяться; не стоит выявлять и называть виновных. Эдакий спортивный сепаратизм: будем делать по-своему, глядишь, обстоятельства изменятся, а может, удастся что-то еще где-нибудь подменить, договориться с экспертами, настроить отношения с мировыми спортивными чиновниками...

Не понимая, кажется, того, что это все в прошлом, что накопилась критическая масса возражений против такого поведения России – и отнюдь не только в спорте, но и в политике, и в экономических отношениях. Гигантская территория, богатейшие недра, большое безропотное население, ядерное оружие, великая спортивная история – да, все так. Но ничто из этого – не повод для исключительного отношения, нет.