Сейчас отрасль БАС переживает стремительный рост, и ожидается, что в ближайшие несколько десятилетий мы станем свидетелями смены нескольких поколений технологических решений. Сегодня эта сфера остро нуждается в инновационных продуктах и решениях, которые станут основой ее развития. В рамках форума «Открытые инновации» в «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) прошла панельная сессия «Беспилотный подъем. Развитие БАС». Эксперты обсудили роль национального проекта по развитию БАС в создании технических средств контроля и управления движением беспилотников, а также текущие разработки и уровень поддержки для игроков рынка.
«У нас много стартапов резидентов с решениями в сфере БАС. Так получилось, что стартапы в силу динамики и пассионарности более мобильные, они всегда на острие разработок. Также мы постоянно исследуем рынки, по сути, формируем заказчика, который знает, что можно ждать от исполнителя. Миссия „Сколково» — помогать дальше развивать рынок, рассказывать о возможностях потребителям и растить костяк стартапов для нацпроектов», — рассказал вице-президент, исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» Алексей Беляков.
Генеральный директор Фонда НТИ Вадим Медведев уверен, что Россия занимает лидирующие позиции на рынке БАС, а национальный проект позволит объединить усилия производств, инвесторов, заказчиков и правительства для достижения новых уровней рынка. «Для меня очень важно, чтобы было построено хорошее взаимодействие между научным сообществом, производством и властями. В первую очередь это нужно, чтобы система могла стимулировать опережающие решения и незамедлительно реагировать на возникший спрос и чтобы его сразу решили вопрос о производстве дополнительных объемов».
Сейчас Фонд НТИ в партнерстве с Минпромторгом разрабатывает программу поддержки центров и производств. На поддержку стартапов и конструкторских бюро по всей стране выделят до 30 млрд рублей, а первые результаты покажут на интенсиве «Архипелаг 2024».
Своим видением будущих технологий и перспектив отрасли поделился директор Физтех-центра МФТИ Александр Повалко: «Мы предполагаем, что беспилотники имеют тенденцию к развитию в следующих направлениях: автономность, упрощение эксплуатации и уменьшение роли человека. В планах государства — миллионы машин в воздухе. Операторам будет сложно, поэтому нужна автономность в принятии стандартных решений. Сейчас особенно важно провести интеграцию в единое воздушное пространство, а также построение единой архитектура неба, то есть правил и протоколов от наземной инфраструктуры до космической».
В национальном проекте МФТИ выступает в качестве проектного офиса для перспективных разработок в отрасли БАС. В этих целях была сформирована программа исследований и 40 технических заданий для проведения конкурса среди стартапов и научных организаций. По итогу программы рынок должен получить технологии с высокой степенью универсальности, в том числе конструкции и компоненты, которые далее могут быть использованы в разных изделиях для разных задач.
Генеральный директор Агентства по технологическому развитию Владимир Пастухов рассказал о мерах поддержки для производителей беспилотников: «Совместно с Росавиацией и Росатомом мы предлагаем рынку субсидирование части стоимости для текущих разработок и задач. Сейчас гранты доступны в трех направлениях: сертификация опытных образцов и летные испытания, импортозамещение деталей и организация R&D для новых машин и комплектующих к ним. Мы объединили усилия индустрии и сосредоточили наши усилия на беспилотниках для сельского хозяйства, мониторинга и логистики». По мнению эксперта, сейчас один из главных вызовов рынка — это сертификация беспилотников массой больше 30 кг для логистических целей. На текущий момент всего одна разработка получила сертификаты и разрешения на ввод в эксплуатацию.
По мнению заместителя генерального директора «Консорциум БАС» Андрея Самченко, инвестиции в операционную деятельность остаются важной составляющей быстрорастущего рынка БАС. Для многих продуктов это, возможно, единственный путь к достижению зрелости. «Вот уже 2 года мы погружаемся в то, что делают производители и чего хотят крупные заказчики. Мы помогаем заказчикам внедрять беспилотники в свои компании. Например, РЖД уже несколько лет внедряют дроны. Компаниям нужны комплексные решения на основе дронов, которые влияют на бизнес. Мы как государственный инвестор должны собрать все решения, которые нужны крупным заказчикам, — это и технологии, и софт, и регулирование», — поделился Андрей Самченко.
Модератор сессии, заместитель генерального директора по научной работе и развитию компании «Азимут» Виктор Соломенцев подвел итоги сессии словами о технологиях связи: «Безусловно, можно использовать связь по-разному. Например, для управления, для подачи сигнала тревоги, для наблюдения. И тут возникает проблема, что это всё разные типы связи. Но недавно была выдвинута новая инициатива — сеть низкоорбитальных спутников, которая даст возможность связи на неограниченные расстояния. Это снимет ограничения привычных методов связи и откроет для нас новые перспективы в области аэронавигации и внедрения систем искусственного интеллекта в управление массивами беспилотников».
Фотохостинг мероприятия находится на сайте форума.
Форум «Открытые инновации» проводится с 2012 года и является одной из самых влиятельных дискуссионных площадок, посвященных инновационному развитию. Организатор — Фонд «Сколково», соорганизатор — Правительство Москвы. Мероприятие проводится при поддержке ВЭБ.РФ. Генеральные партнеры форума: ПАО «Сбербанк», Госкорпорация «Росатом», ПАО «Ростелеком» и ОАО «РЖД». Пресс-центр форума — коммуникационная группа АГТ.