«Сегодня регуляторам важно понять: абсолютной предсказуемости не будет»

10–11 октября Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ (Центр БРИКС) провел в Ташкенте (Узбекистан) двухдневный международный семинар «Платформенная экономика: законодательство о конкуренции и рыночная власть цифровых платформ». Мероприятие собрало руководителей конкурентных ведомств стран БРИКС+ и ведущих антимонопольных экспертов со всего мира.

Соорганизаторами семинара выступили Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан и Центр исследований конкурентной политики и прав потребителей при комитете. Участники мероприятия обсудили широкий круг вопросов, включая лучшие практики регулирования конкуренции на цифровых рынках, влияние искусственного интеллекта (ИИ) на рыночную власть платформ, а также особенности контроля за экосистемными слияниями в условиях цифровой трансформации.

Быстро развивающаяся экономика Узбекистана привлекает различных игроков, включая глобальных монополистов и крупные региональные компании. В связи с этим возникает необходимость справедливого регулирования цифровой экономики и борьбы с монополиями на цифровых платформах, отметил Халилилло Турахужаев, председатель Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан.

Алексей Кошель, проректор НИУ ВШЭ, подчеркнул, что платформенная экономика вносит значительный вклад в развитие занятости и обеспечивает более 5% ВВП России. При этом, по его словам, регулирование цифровых платформ требует международного сотрудничества, поскольку эффективно справиться с этим вызовом на уровне одной страны затруднительно.

«Несмотря на все преимущества цифровой экономики, мы понимаем, что каждой стране по отдельности крайне сложно выработать эффективный подход к регулированию цифровых платформ и экосистем, особенно с учетом необходимости компенсировать уже проявляющиеся негативные последствия для конкуренции, — отметил Алексей Кошель. — Поэтому столь представительный состав участников сегодняшней дискуссии — объединяющий ученых и руководителей профильных ведомств ведущих стран — приобретает особое значение».

К объединению усилий для более эффективного регулирования цифровых рынков призвал и директор Центра БРИКС Алексей Иванов. Он отметил, что сегодня отсутствует системный подход к рассмотрению глобальных слияний на цифровых рынках. Сложность подобных сделок такова, что антимонопольные органы стран БРИКС зачастую не могут в полной мере охватить стоящие за ними экономические стратегии. В ответ на этот вызов Центр БРИКС выступил с инициативой создания совместной платформы для обмена знаниями и координации рассмотрения слияний.

«На уровне антимонопольных органов БРИКС достигнута договоренность о создании платформы под условным названием “Радар слияний”, — рассказал Алексей Иванов. — Это проект, над которым сейчас центр работает. Его ключевым элементом должен стать аналитический инструмент, позволяющий лучше отслеживать рыночные тренды, согласовывать теории вреда и формулировать эффективные правовые меры, поскольку существующие подходы к регулированию глобальных цифровых слияний часто не дают результата».

Современный рынок — это хаотичная, слабо предсказуемая среда, отметил Алексей Иванов. «И те, кто способен в ней ориентироваться, добиваются успеха, иногда случайно. Это радикально отличается от индустриальной эпохи, когда рост, выручка и эффективность были результатом понятной стратегии, экспертизы и планирования».

То же самое касается и антимонопольного регулирования. Сегодня регуляторам важно не столько избежать ошибок, сколько понять: абсолютной предсказуемости не будет. Поэтому встает вопрос, насколько мы готовы к обоснованным рискам при применении мер. Преобладающая сегодня установка «не переусердствовать», «не задушить инновации» сыграла свою роль, но, возможно, пришло время ее пересмотреть.

Регуляторы, особенно в цифровую эпоху, должны действовать более гибко и предпринимательски. Рынки способны адаптироваться к вмешательству, и иногда именно вмешательство становится катализатором развития. Нужно отходить от избыточной осторожности и допускать, что в ряде случаев риск недорегулирования может быть выше, чем риск чрезмерного вмешательства, заключил Алексей Иванов.

В КНР в отношении цифровых платформ и их сделок введен режим постоянного надзора, сообщил Цзя Ян, заместитель заведующего отделом исследований слияний и поглощений Государственного управления по регулированию рынка Китая (SAMR). Статья 19 Руководящих принципов по антимонопольному регулированию в сфере платформенной экономики предусматривает возможность инициативных расследований со стороны ведомства.

«Даже если концентрация операторов не достигает установленных порогов уведомления, но собранные в установленном порядке факты и доказательства свидетельствуют о возможном негативном влиянии на конкуренцию, антимонопольный орган обязан инициировать расследование в соответствии с законом», — подчеркнул Алексей Иванов.

Спикеры отметили, что ИИ трансформирует работу рынков и усиливает концентрацию. Например, алгоритмы поисковых систем усиливают преимущества компаний, которые уже располагают большими массивами данных. Особенно важно, что страны начинают создавать специализированные подразделения для изучения процессов в цифровой среде, обратил внимание Максим Ермолович, министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии.

«Нам необходимы специалисты, способные анализировать алгоритмы, используемые агрегаторами. Более того, мы должны разбираться в логике этих алгоритмов, моделировать их действия на основе реальных данных и оценивать возникающие эффекты. Некоторые из них до сих пор остаются непонятными: мы видим лишь последствия, но не всегда можем установить причинно-следственную связь. Более того, тревожно, что сами потребители зачастую не осознают, что оказываются в дискриминируемом положении», —  подчеркнул он.

С ним согласился Махмуд Момтаз, председатель антимонопольного ведомства Египта, отметивший, что регуляторам необходимо изучать ИИ-алгоритмы, чтобы самим применять их в работе — например, для выявления сговоров.

В продолжение темы Янис Лианос, профессор права Университетского колледжа Лондона, Великобритания (бывший президент Комиссии по конкуренции Греции), отметил, что развитие самообучающихся алгоритмов и больших языковых моделей (LLM) увеличивает риск неявного сговора между ИИ-системами. Это создает серьезные вызовы для действующего законодательства. В качестве решений он предложил расширение правовых определений сговора, превентивный аудит алгоритмов и внедрение технологических инструментов поддержки расследований (sub-tech). «В одном из крупнейших дел, касающихся банковских сборов, обученные нейросети помогли нам проанализировать тысячи электронных писем, полученных в ходе обыска. Это позволило сократить расходы на расследование на 96% и ускорить сбор доказательств», — рассказал Янис Лианос.

Цзя Кай, доцент Шанхайского университета Цзяотун, отметил, что цифровая экономика постепенно переходит к модели, где взаимодействие пользователей  с сервисами осуществляется через персональных ИИ-агентов. Такие агенты автоматически выполняют повседневные задачи (заказ кофе, обработка платежей и т.д.), заменяя собой привычные приложения. На наших глазах происходит переход от платформенной экономики к экономике ИИ-агентов.

«Кто будет объектом регулирования в будущем — агент или платформа? Если это будет агент, возникнет большая проблема: ИИ трудно объяснить, он часто непрозрачен. Нет четкой причинно-следственной связи, и это серьезный вызов для регулирования и антимонопольной политики», — подчеркнул спикер. С другой стороны, существует альтернативный сценарий: агенты не заменяют, а усиливают платформы и людей, выполняя рутинные или профессиональные задачи. Будущее конкуренции и регулирования зависит от того, по какому пути пойдет развитие — к полной автономии агентов или к их интеграции в существующую цифровую экосистему.

Многие развивающиеся страны лишь начинают формировать подходы к регулированию цифровых рынков, сталкиваясь при этом с новыми вызовами, связанными с развитием ИИ. Обсуждаются различные подходы: предварительное регулирование (ex-ante), регулирование по факту совершенного нарушения (ex-post), инструменты мягкого права. Акари Ямамото, сотрудник Отделения конкуренции и защиты прав потребителей ЮНКТАД, посоветовала молодым антимонопольным органам начать с понимания основ работы ИИ и доступных вариантов регулирования.

«Вместо сложных реформ лучше идти поэтапно — использовать механизмы мягкого права, рекомендации и исследования рынка, а также действующее законодательство. Кроме того, крайне полезен обмен опытом между странами, особенно в регионах с близкими структурами рынков. В развивающихся регионах местные цифровые платформы могут быть не менее влиятельными, чем глобальные технологические гиганты. Региональное сотрудничество способствует лучшему пониманию общих вызовов и эффективным совместным решениям», — заключила Акари Ямамото.

Другие пресс-релизы