«Получение медали стало своеобразным личным вызовом»

Доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Евгения Опфер удостоилась медали «Молодым ученым за успехи в науке» от Российской академии образования. О своей работе, научном пути и победе в крупном конкурсе исследователь рассказала в интервью «Вышке.Главное».

О конкурсе

— Это ежегодный конкурс, который проходит в рамках инициативы «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации. Он объявляется для широкого круга исследователей в области педагогических и психологических наук, попробовать свои силы может любой, кто подходит под критерии участника. В моем случае была дополнительная мотивация. Дело в том, что у меня есть почетное звание доцента Российской академии образования — это самая начальная научная позиция, которая позволяет молодому ученому принимать участие в научной жизни академии.

Поэтому для меня получение медали стало своеобразным личным вызовом, который позволил доказать, что я достойна быть причастной к Российской академии образования.

Сам конкурс имеет два этапа и финальную защиту. В конкурсе предусмотрены семь номинаций, претендентов по каждой из них оценивают эксперты из профильных отделений РАО. Далее по каждой номинации определяются претенденты, которые проходят в финал. И уже в финале претенденты со всей страны приезжают в академию и очно защищают свои работы перед экспертным советом РАО, который возглавляет президент академии Ольга Юрьевна Васильева. Выступать перед именитыми учеными-академиками — это очень волнительно и интересно.

О победе

— Медаль присуждена мне в номинации «За научные достижения в сфере теории и методологии педагогики».

Когда я принимала участие в этом конкурсе в первый раз, мне не удалось выйти в финал. Поэтому в этот раз я волновалась вдвойне. В итоге в финале по моей номинации оказалось три кандидата, и экспертный совет РАО присвоил медаль именно мне за исследование «Профессионально-личностное развитие преподавателей высшей школы в России». Не могу сказать, что это было полной неожиданностью, потому что я учла предыдущий опыт участия в конкурсе. Но, конечно, волнение и чувство неопределенности присутствовали до самого объявления результатов.

О работе

— Она посвящена преподавателям университетов. Это педагогический трек исследования во всероссийском научном проекте, который мы с коллегами из Института образования проводим в рамках зеркальной лаборатории «Профессиональные стратегии преподавателей высшей школы в современной России».

Целью работы, представленной на конкурс, было выделение концептуальных оснований профессионально-личностного развития вузовского преподавателя в современных условиях функционирования высшей школы в России. В частности, сформулированы закономерности и принципы профессионально-личностного развития преподавателей российских вузов в контексте противоречия между субъективными потребностями преподавателей и объективными требованиями, предъявляемыми системой высшего образования.

О планах на будущее

— Я много лет занимаюсь наукой и планирую продолжать исследовательскую работу.

Мы с коллегами из зеркальной лаборатории более трех лет изучаем профессиональные стратегии преподавателей высшей школы. Наше исследование востребовано российскими университетами, многие результаты уже внедрены. Я надеюсь, что мы продолжим совместную работу и реализуем все те планы и идеи, которые у нас есть.

Что касается моих персональных целей, я работаю над докторской диссертацией. Подготовка к конкурсу позволила мне значительно продвинуться в работе над диссертацией — результаты, представленные на конкурсе, станут ее частью.

Другие пресс-релизы