На содержание стадионов после чемпионата мира потратят 16 млрд рублей

Эксперты сомневаются, что этих денег будет достаточно
Стадионы должны использоваться по назначению, но доходов от проведения футбольных матчей недостаточно для их безубыточности/ Евгений Разумный / Ведомости

Построив и реконструировав к чемпионату мира по футболу 12 стадионов и 95 тренировочных площадок, власти задумались о том, как сохранить объекты спортивной инфраструктуры после соревнований. На эти цели необходимо потратить 16 млрд руб. до 2023 г., сказано в приложении к утвержденной правительством концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA. Основная нагрузка ляжет на федеральный бюджет: он даст 11,5 млрд из 16 млрд руб., необходимых для содержания стадионов.

Концепция предусматривает передачу стадионов из федеральной собственности (в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске) на уровень регионов. Четыре стадиона – «Лужники», «Фишт», «Санкт-Петербург», «Казань арена» – уже находятся в региональной собственности. Предполагается, что до 2023 г. региональные бюджеты потратят на содержание стадионов лишь 813 млн руб. Регионам рекомендуют выпустить нормативно-правовые акты, которые освободят организации, эксплуатирующие стадионы, от земельного налога и налога на имущество.

Стадионы должны использоваться по назначению, но доходов от проведения футбольных матчей недостаточно для их безубыточности. Поэтому на стадионах также следует проводить праздничные мероприятия, организовывать театральные постановки, концерты с хоровыми выступлениями и оркестром, встречи футболистов с фанатами, соревнования, экскурсионные программы и квесты. Пустующие помещения рекомендовано сдавать в аренду – например, под продажу спорттоваров, рестораны, кейтеринг и офисы. Однако на доходы из внебюджетных источников правительство почти не закладывается: вместе эти меры принесут примерно 3,7 млрд руб. до 2023 г., сказано в приложении к концепции. Часть помещений будет использоваться некоммерчески – например, детско-юношеским спортивным организациям передадут 17 новых тренировочных площадок.

Региональные власти должны прописать каждому стадиону бизнес-план, в котором заложат целевые показатели по доходам. Еще одна идея концепции – обязать регионы самостоятельно выбирать модель управления стадионом. Всего предложено четыре способа: управление стадионом его нынешним собственником (например, «Фишт», «Открытие арена»), передача в управление специальной организации – оператору услуг, передача стадиона в концессию (например, стадион «Санкт-Петербург» передан ООО «Зенит арена»), а также создание единого оператора, который будет управлять стадионами, построенными за счет бюджета. Было бы лучше сначала провести комплексный аудит наследия, маркетинговый анализ, разработать укрупненные бизнес-планы и понять, что именно нужно делать с каждым стадионом – реконструировать, адаптировать под многофункциональные комплексы, а где-то, может, и вообще перепрофилировать, предлагает исполнительный директор «Национального центра ГЧП» Максим Ткаченко: такая работа, заказанная централизованно, стоила бы консолидированному бюджету меньше, чем отдельные контракты регионов.

Концепция только указывает направления развития стадионов, но при этом уже обозначен бюджет, хотя и непонятно до конца, как выгоднее для региона будет использовать рассматриваемый спортивный объект, говорит управляющий партнер компании «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова. В приоритете развитие детского и юношеского спорта, но это отдельная технология, в которой требуются другое покрытие и свой инвентарь, а на переоснащение, эксплуатацию, поддержание стадионов заложенных средств явно будет недостаточно, говорит Годунова.

Привлечь в проект частные деньги можно по концессионному соглашению, напоминает руководитель московской практики ГЧП Capital Legal Services Дмитрий Раев. Будущий концессионер сам сможет предложить, как выгоднее для конкретного региона использовать объект, говорит Годунова: где-то развиты футбольные клубы, а где-то выгоднее концерты проводить.

Однако в концепции изначально закладывается как возможная модель создание квазигосударственной управляющей компании – вероятнее всего, в большинстве регионов именно этот сценарий будет выбран властями, говорит Ткаченко: это заведомо высокорискованный путь, в долгосрочной перспективе власти рискуют получить очередную планово убыточную квазигосударственную структуру. Надо искать частных инвесторов и находить модели, при которых они готовы брать объекты в управление, расширяя законодательство, например, долгосрочными операторскими контрактами, при которых объекты инфраструктуры не придется строить либо реконструировать. Если нет сценариев, при которых объект интересен частному сектору – футбольным клубам, управляющим компаниям, то, возможно, объект именно как спортивный не нужен, говорит Ткаченко.