«Самое трудное еще впереди». Чего ждать от новой транспортной стратегии мэрии Москвы

Эксперты и чиновники прогнозируют введение еще более жестких ограничений для автомобилистов
Эксперты и чиновники уверены, что в городе будут введены новые ограничения на пользование личными автомобилями /Евгений Разумный / Ведомости

Правительство Москвы заказало новую программу развития транспортного комплекса столицы на 2019–2023 гг. и на период до 2040 г. российскому офису консалтинговой компании McKinsey. Документ должен быть готов к концу апреля.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты и чиновники уверены, что в городе будут введены новые ограничения на пользование личными автомобилями – вплоть до повышения транспортного налога и введения платного въезда в центр Москвы или его отдельные районы.

Александр Шумский, руководитель экспертного центра «Пробок.нет»:

«Если на личных автомобилях ездит много людей, это говорит о том, что не очень хорошо развит общественный транспорт. Получается, что машина удобней и дешевле.

Москва – большой город. А большой город всегда будет иметь плотное движение, от этого не уйдем: даже Лондон, который ввел платный въезд в центр, от пробок не избавился. Чем богаче город, тем больше людей пользуется автомобилями. Поэтому, что ни делай, в большом городе пробки все равно будут.

Что имеем на сегодня? За последние 10 лет машин в Москве стало на 1 млн больше. Тем не менее сейчас скорость движения в городе больше, чем 10 лет назад: на несколько километров в час. Это колоссальный успех. Если бы в городе ничего не делалось, давно уже наступил бы коллапс.

Большого количества дорог мы построить не сможем. Яркие примеры – Даллас, Лос-Анджелес, которые застроены хайвеями, а от пробок избавиться не смогли. Какие меры позволяют регулировать трафик? Это прежде всего система контроля, платная парковка, эвакуация автомобилей нарушителей. Но эти системы уже исчерпали свой ресурс, и скоро перед городом встанет вопрос: что дальше делать? Либо будем стоять дальше, либо вводить новые ограничения. К сожалению, третьего не дано.

Ограничения могут быть разными. Например, от экспертов звучит предложение поднять транспортный налог в 10 раз. Сегодня пользование машиной в России очень дешевое. Ты можешь за $1000 купить «жигуленок», и владение им тебе практически ничего не будет стоить. Если выйти сейчас во двор, то можно увидеть множество машин, которые стоят там без движения. Если бы налог был выше, люди продали бы лишние машины, а для парковок стало бы больше места. Еще одна мера – запрет на регистрацию нового транспортного средства, если нет подтвержденного права на аренду или владение парковочным местом (токийский опыт).

Конечно, электорально это непопулярные меры, люди не любят ограничений. Но в противном случае встанем в пробках и сами будем просить принять такие меры».

Михаил Блинкин, директор Института транспорта Высшей школы экономики:

«В Москве 100 млн кв. м асфальта – это все наши шоссе, дороги, переулки. И в Москве 5 млн автомобилей. То есть на 1 автомобиль приходится 20 кв. м асфальта общего пользования. Такого соотношения между асфальтом и железом нет нигде в мире: если мы все одновременно выедем на улично-дорожную сеть, то будем просто стоять. Автомобилю нужно 40 кв. м, а москвич имеет в среднем 20 кв. м.

Вы видите часть этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью
Подарки за годовую подписку