Девелоперы лишь наполовину выполнили планы по вводу торговых площадей в этом году

undefined

В 2018 г. в Москве на рынок вышло только 57% запланированных к вводу торговых площадей – 269 000 кв. м, что на 20% ниже показателя 2017 г., говорится в исследовании компании Knight Frank. Это рекордно низкий показатель за последние 10 лет, отмечают эксперты.

В ряде проектов были перенесены сроки ввода, в том числе в ТЦ «Южный» (2 фаза) и ТЦ Metromall – с сентября на октябрь 2018 г. Кроме того, с начала текущего года на 2019 г. были смещены даты открытия 5 торговых центров: ТРЦ «Остров мечты», 2 фаза ТЦ «Смоленский пассаж», ТЦ «Сказка», ТЦ в составе ТПУ «Рязанская», ТЦ «Ангара». Суммарная арендопригодная площадь этих объектов составляет 118 200 кв. м (GLA), или 43% от изначально планируемого объема нового предложения в 2018 г.

«Во многом это последствие кризиса 2014 г., когда значительная часть проектов была заморожена или подлежала пересмотру объемов строительства», – говорится в исследовании.

По предварительным итогам года, общий объем предложения рынка торговой недвижимости Москвы составил 12,3 млн кв. м.

Также в этом году девелоперы активно взяли курс на снижение площадей своих объектов. Так, средняя площадь большинства новых ТЦ соответствует районному масштабу и составляет 10 000–25 000 кв. м. При этом до конца 2020 г. планируется вывести на столичный рынок порядка 57 новых торговых центров, из них порядка 85% объектов (49 проектов) соответствуют районному формату. Строители стараются перейти от формата мегамоллов к community центрам, тенденция к сокращению средней площади новых объектов отслеживается с начала 2017 г., говорится в исследовании. В 2014–2016 гг. средняя площадь выводимых на рынок торговых центров была в 2 раза больше – около 40 000 кв. м.

Вместе с этим эксперты отмечают, что по предварительным итогам 2018 г. ставки аренды в столичных торговых не изменились.