Депутаты и правительство поспорили о запрете суррогатного материнства для иностранцев

В профильных ведомствах считают, что принятие соответствующего законопроекта уведет услуги суррогатного материнства в теневой сектор
Петру Толстому оказалось непросто доказать необходимость закона о запрете суррогатного материнства для иностранцев/ Пресс-служба Госдумы

Законопроект о запрете технологии суррогатного материнства для иностранцев был принят Госдумой в первом чтении в мае текущего года, а в процессе доработки между его авторами-депутатами и представителями ответственных ведомств возникли разногласия. Один из авторов инициатив – вице-спикер Госдумы Петр Толстой в ходе пресс-конференции 21 ноября заявил, что второе чтение тормозится федеральными органами власти. Вместе с полезными замечаниями, которые они направили парламентариям, есть и те, которые «притянуты за уши», заявил Толстой.

«Ведомости» ознакомились с отзывами на законопроект со стороны экспертного управления президента, Минюста, МИДа, МВД и Генпрокуратуры, а также возражениями на замечания ведомств депутатов Госдумы. Подлинность документов подтвердил источник в Охотном Ряду. «Ведомости» направили запросы в Минюст, МИД, МВД и Генпрокуратуру, но к моменту публикации материала они остались без ответа. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков не ответил на вопрос о достоверности отзыва экспертного управления президента, а также о позиции Кремля по данной инициативе.

Ключевым пунктом законопроекта, о котором говорят депутаты, является обязательное получение детьми, рожденными от суррогатной матери, российского гражданства. Без этого органы власти не могут учитывать таких детей, отследить возможные нарушения их прав за границей и оказать им защиту за пределами России, настаивают депутаты.

С точки зрения МВД и Минюста, это предложение излишне, следует из их отзывов. Сам факт получения ребенком [российского] гражданства не свидетельствует об усилении контроля за его судьбой, говорится в замечаниях МИДа. Эксперты внешнеполитического ведомства пишут также, что после отъезда из России правоотношения между родителем и ребенком за границей будут регулироваться государством, в котором новорожденный будет проживать.

В целом гражданство для детей, рожденных от суррогатных матерей, без всяких оговорок поддержали только представители Генеральной прокуратуры, следует из документов. Общие правила получения гражданства по рождению описаны в ст. 12 профильного закона. К примеру, ребенок претендует на него, если оба родителя россияне, один из них россиянин, а другой – нет.

На пресс-конференции 21 ноября Толстой также посетовал, что дети, которые рождаются в России по программам суррогатного материнства и вывозятся за границу, нигде не учитываются. Он сослался на статистику ФСБ о том, что за последние несколько лет из России было вывезено порядка 45 000 таких детей. Ситуацию, когда Россия выступает «фабрикой по торговле детьми», он счел позорной.

С этими данными депутата, правда, не согласен президент Российской ассоциации репродукции человека Владислав Корсак – ассоциация собирает практически полные данные о суррогатном материнстве с 2005 г. Согласно приведенной им статистике, в 2020 г. в России вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) использовали 2203 раза, из них 1044 – с помощью суррогатных матерей. Они закончились 741 родами. За все время наблюдений число детей, рожденных с помощью суррогатных матерей, составило 5702, «но никак не десятки тысяч», убежден он.

Также разногласия вызвал вопрос брачных отношений потенциальных родителей, которые хотят воспользоваться услугами суррогатного материнства. Сейчас использовать ВРТ могут мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, а также одинокая женщина. Единственное условие для использования этого метода ВРТ – наличие медицинских показаний у женщины, по которым она не может самостоятельно выносить ребенка.

Когда начали готовить поправки

Работу над законопроектом депутаты начали после событий января 2020 г.: тогда в московской квартире было обнаружено несколько младенцев, один из которых был мертв. По факту случившегося Следственный комитет возбудил уголовное дело о торговле людьми (ч. 3 ст. 127.1 УК РФ), впоследствии по нему было задержано восемь человек – сотрудников репродуктивных клиник.

Законопроектом предполагается дать возможность пользоваться услугами суррогатных матерей только потенциальным родителям (один из них должен иметь российское гражданство), состоящим в браке, либо одинокой женщине, при условии что она гражданка России. Минюст же предлагает ввести минимальный срок нахождения в браке иностранцев или лиц без гражданства с россиянами, после которого паре можно разрешить использовать суррогатное материнство, следует из документа.

Исходя из текста авторы не стали учитывать этот аргумент министерства в том числе из-за того, что введение этой нормы, по их мнению, «приведет к затягиванию принятия» проекта закона.

Возможность стать родителем только после вступления в брак противоречит Конституции и Европейской конвенции по правам человека, пояснила «Ведомостям» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. «Отношения между родителями и детьми не являются производными от отношений родителей между собой», – добавляет она.

С точки зрения Министерства юстиции, авторы в принципе не учли в полной мере замечания правительства, которые, как писал «Коммерсантъ», были даны ранее, в октябре 2021 г. В том числе Белый дом тогда потребовал от авторов «детально регламентировать» сам договор о суррогатном материнстве – определить его стороны, права, обязанности и ответственность за их нарушение.

В ответ на это замечание депутаты указывают, что законопроект направлен исключительно на запрет иностранцам использовать суррогатное материнство в России. «Медлить нельзя», – резюмируют они.

О том, что в законопроекте не прописаны требования к лицам, заключающим договор о вынашивании и рождении детей, пишут также представители экспертного управления президента. Также не решены вопросы контроля сферы суррогатного материнства.

В ответ на это депутаты указывают, что такие существенные вопросы должны решаться отдельным законом.

«Принятие законопроекта может способствовать развитию рисков дальнейшего ухода в теневой сектор услуг частной системы здравоохранения», – делают еще одно замечание кремлевские эксперты.

С этим депутаты также не согласны.