Болевые точки: как торговые пошлины Трампа влияют на спортивную индустрию
НХЛ теряет деньги на курсе канадского доллара, Nike и Adidas – из-за производства в АзииВ 2025 г. одной из ключевых экономических тем стали пошлины, введенные президентом США Дональдом Трампом на ввоз товаров из 184 стран. В августе на продукцию государств Евросоюза и еще 39 стран установлен сбор в 15%, еще для 26 территорий – от 18 до 50%, остальные подпадают под базовый тариф 10%, действующий с апреля. Эта политика уже вызвала рост цен на электронику и автомобили в США, но ее последствия ощущает и спортивная индустрия во всем мире. «Ведомости. Спорт» – с подробностями.
Двойственный эффект
На старте нового президентского срока Трамп сделал импортные пошлины ключевым инструментом экономической политики, объясняя их введение и рост тарифов стремлением защитить промышленность США, а также пополнить бюджет страны. Кроме того, это ответная мера на нечестные, по мнению администрации Трампа, методы ведения торговли. К примеру, Китай обвиняют в субсидировании экспорта и манипулировании валютным курсом.
До недавнего времени американские тарифы на импортные товары укладывались в рамки правил Всемирной торговой организации (ВТО), удерживаясь на уровне около 2–3%. На первом сроке Трампа (2017–2021 гг.) пошлины уже стали политическим инструментом, но их масштаб был ограничен: в 2018 г. затронули сталь и алюминий – 25% и 10%, соответственно, а также 30% – на отдельные китайские товары.
Новый пакет, представленный Трампом в начале 2025 г., шире и системнее. Он предполагает базовую пошлину 10% на импорт почти из всех стран и дополнительные, дифференцированные тарифы для десятков государств. Администрация Трампа мотивирует свои действия угрозой национальной безопасности и необходимостью остановить деиндустриализацию. По официальным данным, доля США в мировом промышленном производстве с 2001 по 2023 г. снизилась с 28,4% до17,4%, а с 1997 по 2024 гг. страна потеряла около 5 млн рабочих мест в промышленности. Кроме того, цель Белого дома – сократить крупнейший в мире торговый дефицит (когда страна импортирует товары на большую сумму, чем экспортирует). В 2024-м он достиг $1,1 трлн и равнялся 3,9% ВВП США, а на Китай приходилось почти $295 млрд.
В апреле начали действовать базовые тарифы в 10% для 211 стран и территорий. С 9 апреля для 86 из них планировалось повышение до 11–50%, но сроки несколько раз переносили, чтобы дать партнерам время на переговоры.
К августу 2025 г. США заключили соглашения лишь с семью партнерами: Великобританией, Вьетнамом, Евросоюзом, Индонезией, Пакистаном, Филиппинами, Южной Кореей и Японией, хотя изначально рассчитывали более чем на 200 сделок. При этом для отдельных стран применяются индивидуальные ставки. Так, после консультаций с Китаем американский президент установил тариф для китайских товаров на уровне 30% (в апреле он доходил до 145%). 6 августа Трамп ввел для Индии дополнительные 25% сверх уже действующих 25%. Отдельным указом пошлина для Канады с 1 августа увеличена с 25 до 35%. Bloomberg считает, что средняя ставка импортных пошлин в США вырастет с 2,5% в 2024 г. до 16% в 2025-м.
В современном мире, где цепочки поставок охватывают несколько стран, пошлины серьезно влияют на производственные процессы и конечную цену продукта. К примеру, при создании двигателя для болида «Формулы-1» в штате Мичиган, где квартирует «Форд» (с 2026 г. – поставщик моторов для команды «Ред Булл»), детали перемещаются через Канаду и Мексику. Кроме того, в сезоне-2026 в «Ф-1» будут выступать две американские команды – «Хаас» и «Кадиллак», которые производят несколько компонентов болида на базах во Флориде и Индиане, соответственно, а также получают двигатели от итальянской «Феррари». А сейчас пошлина на ввоз любых автомобилей и запчастей в США составляет 25%.
НХЛ рискует больше всех
Среди топ-чемпионатов больше всех из-за торговых войн рискует потерять Национальная хоккейная лига (НХЛ). Около 40% ее игроков – канадцы, семь клубов (из 32) базируются в в этой стране. «Мы не в курсе всех дискуссий, происходящих на самых высоких уровнях обеих стран», – отметил комиссар НХЛ Гэри Бэттмен в интервью CNBC.
По оценкам лиги, доходы сезона 2024/25 превысили 7 млрд в смешанной американо-канадской валюте – это рекордный показатель. Около 25% поступлений приходится на Канаду, но зарплаты всем хоккеистам выплачиваются в американских долларах. Поэтому курс канадской валюты напрямую влияет на финансовый баланс клубов. Сейчас канадский доллар стоит примерно $0,72 – чуть-чуть выше 10-летнего минимума. Для сравнения: в 2012 г. канадский доллар стоил дороже американского.
Колебания курса уже сказываются на многолетних соглашениях. В 2013 г. НХЛ заключила 12-летний контракт на телеправа с Rogers Communications на 5,2 млрд канадских долларов ($4,9 млрд по тогдашнему курсу). При текущих ставках стоимость сделки упала до примерно $3,75 млрд. «Если влияние тарифов заключается в том, что стоимость канадского доллара упадет по отношению к доллару США, это сделает ситуацию более сложной и болезненной для нас», – признал Бэттмен.
Лига рассчитывает потолок зарплат и минимальные оклады, исходя из дохода, связанного с хоккеем (HRR), который определяется на базе среднего обменного курса за сезон – с июля по июнь. По данным Sportico, изменение курса на один цент меняет величину HRR примерно на $20 млн.
Бэттмен подчеркнул, что не обсуждал ситуацию с администрацией Трампа. По его словам, визит в Белый дом в феврале с командой-чемпионом НХЛ «Флоридой Пантерз» прошел без упоминания этой темы. «Мы надеемся, что это лишь момент времени, и обе страны найдут способ работать над этим. Мы рады сыграть любую роль, которую можем», – заявил Бэттмен.
Если торговое противостояние затянется, его последствия почувствуют не только североамериканские лиги. Например, английский футбольный клуб «Манчестер Юнайтед», чьи акции торгуются на нью-йоркской бирже, имеет кредиты на $650 млн. «Если тарифы администрации Трампа укрепят доллар США, стоимость этих кредитов в фунтах вырастет», – объяснил эксперт по футбольным финансам Киран Магуайр в интервью BBC Sport. В 2022 г. валютные колебания уже увеличили долговую нагрузку клуба на 58 млн фунтов. По словам Магуайра, совет директоров «Юнайтед» внимательно следит за реакцией рынков на тарифную политику, поскольку это напрямую связано с правилами прибыльности и устойчивости (PSR), ограничивающими убытки клубов Английской премьер-лиги (АПЛ).
Экипировщики несут убытки
Большая часть спортивного инвентаря в США – от мячей и бейсбольных бит до бутс и формы – создается из импортных материалов или поставляется из-за рубежа. По данным ВТО, в 2024-м в Штаты ввезли спорттоваров на $10,3 млрд, из них почти 61% (6,27 млрд) – из Китая. Мексика и Канада в совокупности поставили еще $746 млн. Новые пошлины грозят серьезно перекроить рынок, а правила меняются слишком быстро, чтобы прогнозировать последствия.
Единственное, что очевидно, – рост стоимости. Но профессор экономики Крейтонского университета Эрнест Госс предлагает не спешить добавлять 25% пошлины в надбавку к розничной цене: «Все зависит от конкретного продукта», – считает он.
ESPN собрал мнения главных игроков рынка спорттоваров: главы отраслевых ассоциаций и экономисты обсуждали возможные эффекты. Представитель Under Armour Лэнс Аллега заявил, что действующие тарифные планы «не окажут существенного влияния» на компанию: на Китай приходится лишь около 3% закупок, а на Мексику – еще меньше, и «производственных отношений» с Канадой у бренда нет. У финской Amer Sports, чьи мячи Wilson используют в Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) и Национальной футбольной лиге (НФЛ), узнали в ESPN, китайские поставки дают 10-12% ее годовой выручки в $5,1 млрд.
Nike и Adidas отказались от комментариев, хотя и у них структура поставок за последние 10 лет изменилась. Nike, по оценкам, закупает в Китае около четверти всей производственной цепочки, а Adidas летом 2024 г. сообщил о переносе значительной части поставок для США из Китая в другие регионы.
При этом зависимость от Азии сохраняется. Nike уже половину всей обуви и треть одежды выпускает во Вьетнаме, получая вместе с Adidas свыше $20 млрд от вьетнамского производства в год. А по данным Sportico, 80% из 2508 фабрик, задействованных в цепочках 11 крупнейших производителей спорттоваров, расположены в Восточной и Южной Азии: 35% – в Китае.
Во Вьетнаме у Nike 130 заводов с 460 000 работников – это в 100 раз больше, чем на 28 американских производствах компании, где занято 4100 человек. У Adidas 92% продукции шьется в Азии, у Puma – 94%. Adidas поставляет в Северную Америку лишь 22% своей продукции, тогда как у Nike на родной рынок приходится 43%.
Эксперты считают, что при сохранении пошлин Трампа компании смогут компенсировать издержки лишь повышением цен. По оценкам экспертов, чтобы перекрыть потери только от вьетнамских поставок – придется поднять цены минимум на 10-12%. Но в условиях инфляции потребители могут отказаться платить больше, что вызовет новый виток расходов и роста цен.
Новые сборы уже ударили по котировкам Nike, Adidas и Puma – инвесторы опасаются, что рост импортных затрат отразится на рознице. Тем не менее Магуайр считает, что эффект будет ограниченным: «Для копии спортивной майки за $100 себестоимость, вероятно, $12-15, может, и меньше. Даже 40% пошлина добавит всего около $4». По его словам, рынок привык к премиальным ценам, поэтому часть затрат возьмут на себя производители и ритейлеры, не снижая комиссионных клубам и объемов продаж.
В конце лета 2025 г. крупнейшие мировые производители спортивной экипировки представили финансовые результаты за второй квартал – издание SportsPro проанализиовало ключевые данные.
Компания Nike зафиксировала падение квартальной выручки на 12% – до $11,1 млрд, а чистая прибыль сократилась на 86% до $211 млн – минимального уровня с четвертого квартала 2020 г. При этом Nike предупредила инвесторов о росте цен, чтобы компенсировать прогнозируемые дополнительные расходы на тарифы в $1 млрд в 2026 г.
У Adidas в начале 2025 г. за первое полугодие операционная прибыль выросла на 70%, до 1,2 млрд евро, но во втором квартале компания столкнулась с семизначными издержками из-за американских тарифов и предупредила о дополнительных расходыах до 200 млн евро во второй половине 2025 г. Adidas также объявил о планах поднять цены в США.
У Puma выручка во втором квартале снизилась на 8% – до 1,94 млрд евро, а вместо прибыли компания показала чистый убыток в 247 млн евро (годом ранее была чистая прибыль 41,9 млн). Бренд предупреждает о геополитических и макроэкономических рисках в 2025 г., а также влиянии американских тарифов, которые могут уменьшить валовую прибыль примерно на 80 млн евро.
Under Armour зафиксировала падение выручки на 4% – до $1,1 млрд, а чистый убыток составил $2,6 млн против прибыли $305,4 млн годом ранее. В следующем квартале компания прогнозирует снижение выручки на 6-7% и допускает убыток до $10 млн. Бренд планирует укреплять свои позиции за счет премиальных продуктов и повышения средней цены продаж на фоне сохраняющейся неопределенности в торговой политике.
Угроза для спонсоров топ-турниров
США в ближайшие годы станут ареной крупнейших мировых спортивных событий – от чемпионата мира по футболу в 2026 г. до Олимпийских и Паралимпийских игр в Лос-Анджелесе в 2028-м. Такие турниры традиционно открывают международным компаниям возможности для укрепления бренда и роста продаж на местном рынке. Одним из заметных игроков в сфере спортивного спонсорства остается автомобильная индустрия: корейский Hyundai, например, имеет действующее соглашение с Международной федерацией футбола (ФИФА) и рассчитывает использовать грядущий ЧМ для продвижения своих автомобилей. Но из-за торговых пошлин компания может сократить деятельность в США, в том числе рекламную. К примеру, немецкая Audi уже временно прекратила поставки автомобилей в Америку из-за 25% пошлин.
Ужесточение торговой политики США уже заставляет бизнес оценивать риски заново. Введение тарифов Трампа ударило по Канаде и Мексике – партнерам США по проведению чемпионата мира 2026 г. Обострение отношений с ключевыми соседями ставит под вопрос организацию топ-турнира.
Параллельно США продвигают Олимпиаду и Паралимпиаду 2028 г. как символ международного единства, но на фоне торгово-политических войн эта риторика не выглядит убедительной. Велика вероятность, что многие брендов предпочтут дистанцироваться от мероприятия, опасаясь репутационных рисков или из-за нежелания развивать бизнес в США.
Права на трансляции пока остаются в относительной безопасности: существующие соглашения уже закреплены и рассматриваются скорее как услуга, чем как товар. Но если торговые конфликты затянутся и повлияют на будущие переговоры о продлении контрактов, цены и подобные сделки могут измениться.
«Я подозреваю, что некоторые спонсоры в настоящее время пересматривают, как они «активируют» такие сделки в США, учитывая торговые барьеры, которые были введены в настоящее время», – говорит финансовый эксперт Джон Зерафа.