Старый новый друг: почему Bosco вновь будет одевать сборную России

    Компания была экипировщиком национальной команды на восьми Олимпиадах
    Презентация формы Bosco для российских спортсменов к Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро
    Презентация формы Bosco для российских спортсменов к Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро /Станислав Красильников / ТАСС

    Олимпийский комитет России (ОКР) вновь выбрал компанию Bosco в качестве поставщика формы для национальной сборной. Как заявил министр спорта и глава ОКР Михаил Дегтярев, коллекцию уже оценил президент, контракт будет подписан в ближайшее время. Подробности соглашения не разглашались, какой будет новая форма – доподлинно неизвестно.

    Контракта с экипировщиком у ОКР не было с лета 2025 г. В июле досрочно были прекращены деловые отношения с Zasport, брендом дизайнера Анастасии Задориной. Сотрудничество ОКР и Zasport стартовало в 2017 г., договор действовал до 2026 г. В Zasport заявили «Ведомости. Спорту», что расторжение, вероятно, связано с «непростой международной обстановкой». Другой причиной могло быть падение доходов ОКР. Из отчета организации следовало, что выручка по контракту с Zasport из-за санкций сократилась минимум на 40%. 

    В ноябре 2025 г. комиссия спортсменов ОКР попросила Михаила Дегтярева выбрать компанию Bosco в качестве официального экипировщика национальных команд. Председатель комиссии – чемпионка Игр-2016 по гандболу Владлена Бобровникова – отметила, что форма от Bosco «ассоциируется у всех с триумфом российского спорта». Близкий к Bosco источник «Ведомости. Спорта» подчеркнул, что «политического давления на компанию не оказывалось, решение было принято исходя из хороших отношений с ОКР и на фоне постепенного возвращения россиян к международным соревнованиям». Логика в этом есть: во время последнего Олимпийского собрания Дегтярев сказал, что наши спортсмены получили допуск к состязаниям от 67 международных федераций, включая 34 олимпийских вида спорта. Всего международный статус имеют 4200 российских спортсменов. 

    «Но даже если международная обстановка останется напряженной, в Bosco всегда делали форму, которая, скажем так, не выдавала национальную принадлежность наших спортсменов. При этом их легко можно было идентифицировать, – отметила в разговоре с «Ведомости. Спортом» конькобежка, а теперь депутат Госдумы Светлана Журова, которая выигрывала в форме от Bosco Игры-2006 в итальянском Турине. – У меня с этой компанией связаны только хорошие, даже трогательные воспоминания. Михаил Куснирович (основатель Bosco di Ciliegi. – «Ведомости. Спорт») всегда шел спортсменам навстречу. Например, «начинку» для конькобежных костюмов раньше отшивали на фирме в Нидерландах. В Bosco этому не противились и добавляли свои элементы в уже готовый вариант».

    Bosco di Ciliegi начала одевать сборную в 2002-м, сотрудничество продолжалось на протяжении восьми Олимпиад. Самыми удачным для компании были 2013–2014 гг. – период подготовки и проведения Игр-2014 Сочи. В эти годы продажи, по данным системы «СПАРК-Интерфакс», составили 3,6 млрд и 3,9 млрд руб. соответственно. 

    Важно отметить, что на сочинской Олимпиаде Bosco одевала не только олимпийскую и паралимпийскую команды страны, но и волонтеров (порядка 45 000 человек), организаторов, технический персонал, ​представителей международных спортивных федераций и всех, кто имел отношение к мероприятию. В 2014 г. оборот Bosco Group, согласно отчету топ-менеджеров компании, составил 500 млн евро, свыше 80 млн евро пришлось именно на спортивное направление. 

    По оценке российского Forbes, с 2002 по 2016 гг. за сотрудничество с ОКР группа Bosco могла заплатить свыше $120 млн. В самый дорогой контракт – на $100 млн – вошло сразу четыре олимпийских цикла (Игры в Ванкувере-2010, Лондоне-2012, Сочи-2014 и Рио-де-Жанейро-2016). ​Именно он и был последним.

    «Ничего не предвещало того, что мы можем поменять экипировщика, – говорил директор ОКР по маркетингу Дмитрий Маневич. – У нас заканчивался контракт, в конце 2016 г. мы вышли на Михаила Эрнестовича и предложили продление. Те условия, которые мы озвучили, не устроили Bosco. Представив компании «право первой брачной ночи», мы договорились о выходе на открытый рынок».

    В период отсутствия единого экипировщика некоторые наши спортивные федерации начали искать партнеров самостоятельно. К примеру, в сентябре 2025 г. Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР) на олимпийский сезон 2025/26 заключила соглашение с брендом «Хохлома», креативным директором которого является дизайнер Алена Ахмадуллина. Он подготовил для фигуристов экипировку в цветах промысла – черном, красном, золотом и белом. В коллекцию вошли спортивные костюмы, куртки, флисовые кофты, футболки, шапки и шарфы с традиционным элементом хохломской росписи – кудриной.

    «Не думаю, что будет конфликт интересов, – считает Журова. – Могут договориться, что на Олимпийских играх все будут появляться в одежде от Bosco, а на чемпионаты мира и Европы можно будет ехать в форме от других экипировщиков. Есть еще один момент: обычно в Bosco специализировались на парадной одежде, в ней спортсмены появлялись на официальных церемониях и мероприятиях. А вот внутри спортивных объектов допускалось находиться в форме от производителя, с которым был заключен индивидуальный контракт. Это обычная практика».

    В Bosco тоже произошли изменения. В ноябре 2024 г. стало известно, что старший сын Куснировича Илья стал контролирующим акционером одной из основных структур группы, компании Bosco Brands UK LTD. Илья ранее уже работал у отца, но ушел и занялся организацией мероприятий, а еще основал инди-группу. С мая 2024-го Илье Куснировичу принадлежало минимум 75% акций Bosco Brands UK LTD, долями в компании также владела зарегистрированная в Объединенных Арабских Эмиратах фирма Findom Investment FZCO. Но в октябре 2025 г. Bosco di Ciliegi ликвидировала британскую «дочку». Официально причины этого решения не озвучивались. По данным системы СПАРК, в 2024 г. выручка Bosco составила около 6 млрд руб. (–6,4% к 2023 г.), чистая прибыль снизилась на 53,5%: с 2,5 млрд до 1,1 млрд руб.

    Летом 2024 г. Bosco стала спонсором московского футбольного клуба «Динамо». А в сентябре 2019 г. в Калуге открылся швейный производственный комплекс Bosco di Ciliegi мощностью 3,5 млн изделий в год. Инвестиции составили 2,5 млрд руб. Журова в беседе с «Ведомости. Спортом» упоминала, что теперь у Bosco «есть необходимые производственные мощности и технологии», которые позволят нашим атлетам не заказывать «начинку» для спортивных костюмов за рубежом. Не исключено, что отшивать новую форму будут именно в Калуге.

    Как раз в этом месте была создана капсульная коллекция Bosco в коллаборации с теннисисткой Светланой Кузнецовой под названием Bosco Tennis Club x SVET by Svetlana Kuznetsova. В продажу поступили вещи в ярком и элегантном дизайне, созданные для любителей тенниса и активного образа жизни. Цветовая гамма одежды – зеленый, оранжевый и синий – отсылала к самым известным теннисным турнирам из серии «Большого шлема». У Кузнецовой на них две победы. 

    «Когда поступило предложение от Bosco, я сказала Михаилу Эрнестовичу, что для меня очень важно, чтобы на одежде было не просто мое имя, хотелось передать свое видение цветов, фасона. Он меня поддержал, – отмечала бывшая спортсменка в интервью «Ведомости. Спорту» в сентябре 2024 г. – <...> Это не такие заработки, какие были у меня в теннисе, но с чего-то нужно начинать».

    По словам преподавателя профилей «Брендинг в индустрии моды» и «Арт-дирекшн в моде» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Ренаты Дорофеевой, Bosco теперь больше воспринимается как lifestyle-бренд. «Сегодня Bosco – крупный многоформатный бизнес, сочетающий экспертизу в люксовом ритейл-направлении и производственные мощности, – подчеркнул эксперт. – В спортивной линии Bosco Sport по-прежнему выпускается одежда для спорта и активного отдыха: куртки, костюмы, жилеты, футболки, брюки, обувь и аксессуары. Но одновременно у Bosco активно развивается повседневная модная линия Bosco Fresh. То есть, направление изменилось: от чисто олимпийской формы к lifestyle-бренду. Это значит, что бренд может дать нашей сборной визуальный образ, близкий к современной моде. С учетом, что он давно перестал быть узкой спортивной маркой».