У российских фигуристов в олимпийский сезон появился официальный экипировщик
В разработке линейки одежды участвовала дизайнер Алена АхмадуллинаБренд «Хохлома», креативным директором которого является 47-летний дизайнер Алена Ахмадуллина, стал официальным экипировщиком сборной России по фигурному катанию. Соглашение о сотрудничестве будет действовать в сезоне 2025/26, который является олимпийским. Финансовая сторона сделки не разглашается. В сентябре 2025 г. наши фигуристы – Петр Гуменник и Аделия Петросян – стали победителями квалификационного турнира и завоевали олимпийские лицензии. Соревнования прошли в Пекине, Гуменник и Петросян выступали в нейтральном статусе. Олимпиада в Милане и Кортина-д’Ампеццо стартует 6 февраля.
Отечественный бренд подготовил для фигуристов новую экипировку в цветах промысла – черном, красном, золотом и белом. В коллекцию вошли куртки, спортивные костюмы, флисовые кофты, футболки, шапки и шарфы с традиционным элементом хохломской росписи – кудриной. Некоторые позиции доступны в продаже для широкой аудитории в магазинах бренда и в интернет-магазине.
«Экипировка выглядит впечатляюще. Главное – удачно и ненавязчиво вписана ДНК народного промысла: элементы хохломы не выставлены «в лоб», а интерпретированы через филигранные, стилизованные мотивы, – оценила новинку в разговоре с «Ведомости. Спортом» куратор профиля «Брендинг в индустрии моды» и преподаватель курса «Индустрия моды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Татьяна Максимова. – Благодаря этому зритель не воспринимает рисунок как прямую этнографическую цитату – и это плюс, потому что система визуально работает как современный, элегантный брендовый знак».
Отдельно Максимова отметила грамотный брендинг. «Буква Х вписана в дизайн курток аккуратно и со вкусом: она есть, но не кричит. Пока у «Хохломы» нет очень широкой узнаваемости, ассоциация не мгновенная, но у проекта есть все шансы закрепиться в сознании аудитории. По качеству все смотрится добротно и продуманно. Зная подход Алены Ахмадуллиной к коллаборациям, логично ожидать тщательного отношения к посадке и материалам. Эту экипировку легко представить в гардеробе не только спортсмена во время соревнований, но и городского жителя».
Заход «Хохломы» на спортивный рынок пришелся на период, когда у российских спортсменов нет официального экипировщика. В июле 2025 г. Олимпийский комитет России (ОКР) досрочно расторг контракт с брендом Zasport, который действовал до 2026 г. В пресс-службе Zasport, комментируя решение для «Ведомости. Спорта», связали расторжение договора с международной обстановкой.
Вероятно, одной из причин расторжения соглашения стал упавший доход ОКР. Как следует из отчета комитета, выручка спортивной организации по контракту с Zasport из-за санкций сократилась более чем на 40%. Сотрудничество с ОКР сделало Zasport лидером в сегменте спортивной одежды в России. Согласно данным Analytic Research Group, по госконтрактам компания Анастасии Задориной с 2012 г. получила заказы на 4,2 млрд руб.
Президент Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) Антон Сихарулидзе подчеркнул, что Ахмадуллина была выбрана в качестве партнера в том числе по той причине, что раньше она уже работала «с некоторыми из наших фигуристов». В портфолио Ахмадуллиной – создание костюмов для участников церемонии открытия Олимпийских игр в Ванкувере-2010, разработка эскизов формы олимпийской сборной страны на летних Играх-2008 в Пекине и футболок для песенного конкурса «Евровидение-2009» в Москве.
Один из топовых российских тренеров по фигурному катанию на условиях анонимности заявил «Ведомости. Спорту», что новая форма в современных реалиях будет смотреться «на 100% уместно, поскольку отражает национальный колорит и никому в голову не придет заявить, что дизайнеры у кого-то что-то нагло украли».
Торговый дом «Хохлома» был основан в 2024 г. для создания и продвижения современных продуктов под одноименным брендом. Основным владельцем ООО «ТД «Хохлома», по данным Единого госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), выступает Анастасия Полетаева (владеет долей в 74%). Ранее она входила в состав членов структур Объединенной металлургической компании (ОМК). Еще 26% принадлежит АНО «Хохлома», учредителем которой выступает министерство туризма и промыслов Нижегородской области. АНО создали в апреле 2024 г. для продвижения хохломской росписи в разных сферах общественной жизни.
«Хохлома» пригласил Ахмадуллину выступить креативным директором, вместе они запустили суббренд «Хохлома х Алена Ахмадуллина». Дизайнер увидел в коллаборации с «Хохломой» логичное продолжение творческого пути. «Для меня сотрудничество с «Хохломой» – это возможность выразить русское культурное наследие через востребованные на рынке вещи, вывести традиционный промысел на новый уровень, сделать его массовым и популярным», – рассказывала Ахмадуллина.
За 2024 г. «Хохлома» продемонстрировал выручку в 29,4 млн руб. при значительном убытке в 102,1 млн руб. В декабре 2024 г. «Хохлома» открыл салон в московском ГУМе на месте бывшего бутика Chanel. Инвестором проекта стал председатель совета директоров ОМК Анатолий Седых. По версии Forbes, Седых занимает 53-е место в рейтинге российских миллиардеров с состоянием в $2,8 млрд.