Закон года: государство увеличило налоговую нагрузку на букмекеров

    Инвестиции беттинга в спорт могут сократиться
    Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»
    Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»

    «Ведомости. Спорт» запускает сериал о спортивных итогах 2025 г.

    Еще в начале осени Минфин предложил увеличить налоговую нагрузку на растущий сектор беттинга, чтобы пополнить федеральный бюджет и повысить прозрачность отрасли. По оценкам ведомства, в 2024 г. государство получило от букмекеров 1 млрд руб., а после введения новой системы сумма может вырасти в 60 раз. Если прежде для беттинга действовал специальный фиксированный налог, то теперь схема станет более гибкой. Ожидая кратное повышение финансовой нагрузки, некоторые букмекеры уже заявили, что сократят часть спонсорских программ в спорте.

    Оборот или маржа

    Реформа, предложенная Минфином, стала неожиданной для беттинг-рынка. В первой версии законопроекта предлагалось ввести налог в 5% от общей суммы ставок, что заставило букмекеров, как мантру, повторять прогнозы о непременном разорении компаний и росте теневого сегмента. К диалогу с государством были привлечены главные спортивные организации страны: письмо на имя премьер-министра Михаила Мишустина, в котором выражалась озабоченность налоговой реформой в контексте финансирования детско-юношеского и адаптивного спорта, подписали главы 16 федераций. Ко второму чтению в Госдуме ставку в 5% с оборота заменили на 7% с разницы между ставками и выигрышами (Gross Gaming Revenue – GGR, т. е. «валовой игровой доход»). И это существенное смягчение. По данным Единого регулятора азартных игр (ЕРАИ), совокупный оборот букмекеров в 2024 г. составил 1,7 трлн руб, а валовой доход – 398 млрд. 5% от оборота – это 85 млрд налогов, а 7% от GGR – менее 28 млрд. Разница – почти в три раза.

    Дополнительно букмекеры начнут платить 25% с прибыли. Это стандартная ставка для российского бизнеса (повышена с 1 января 2025 г. с 20%), но раньше беттинг под нее не подпадал. В отрасли действовал фиксированный тариф, который устанавливали региональные власти. За каждый пункт приема ставок – от 10 000 руб. до 14 000 руб. в год, за процессинговый центр – 50 000–250 000 руб., за «интерактивный» процессинговый центр (для онлайн-ставок) – 9,5–10 млн руб.

    «До 2026 г. налог на игорный бизнес был региональный, и ставки устанавливали субъекты в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, – объясняет «Ведомости. Спорту» Людмила Хапугина, руководитель направления финансово-экономических экспертиз «АльфаПро». – Это давало возможность регионам предоставлять льготы или снижать ставки для привлечения бизнеса на свою территорию». Хапугина отмечает, что льготы по налогам для букмекеров и тотализаторов вводились ради стимулирования развития игорного бизнеса и поддержки спорта. Теперь они отменяются. «Ранее букмекеры не являлись плательщиками налога на прибыль, – говорит «Ведомости. Спорту» Николай Оганезов, советник генерального директора компании «Фонбет». – Сейчас же сложилась беспрецедентная ситуация, когда за три недели до вступления в силу нового закона бизнес лишен возможности спрогнозировать финансовые затраты для исполнения новых требований налогового законодательства».

    Как в Европе

    В мире распространены десятки разных моделей налогообложения букмекеров. Например, в Великобритании операторы ставок платят налог с дохода – и в апреле 2027 г. ставка вырастет с 15 до 25%. В Германии существует налог на пари. Каждая ставка (вне зависимости от исхода) облагается налогом в 5,3%. В Италии используется комбинированная схема: 20–24% c GGR плюс каждая компания обязана покупать лицензию. В 2024 г. ее стоимость подняли в 35 раз – с 200 000 евро до 7 млн евро в год. Лицензия выдается на девять лет. В Польше налог платит и букмекер (12% от суммы пари), и болельщик, но только при превышении лимита в 2280 злотых за каждый выигрыш (около 540 евро). Сейчас он отдает государству 10%, но с 1 января 2026 г. – уже 15%. В США беттинг регулируется на уровне штатов, и в некоторых он вообще запрещен. Налоги тоже отличаются. Например, в Неваде и Айове букмекеры платят 6,75% с дохода, а в Нью-Йорке – до 51% с GGR. К местным налогам добавляют федеральный сбор 0,25% от каждого пари.

    Кроме того, во многих странах в отличие от России реклама букмекеров сильно ограничена. Например, в Бельгии с 2023 г. компании не могут выступать спонсорами клубов, а в Нидерландах нельзя крутить рекламу ставок по ТВ. В целом в мире фиксируется тренд на ужесточение законодательства и увеличение налоговой нагрузки для букмекеров, и Россия ему тоже следует. «За последние годы сложилась особенно удобная для букмекеров конструкция, – поясняет «Ведомости. Спорту» PhD-кандидат Висконсинского университета и аффилированный сотрудник Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ Арсений Столяров. – Уход международных игроков из-за платежных ограничений, запрет реальных казино и игровых автоматов, а также жесткое лицензирование резко повысили концентрацию рынка. По сути, частный бизнес получил доступ к сфере, которая исторически находилась под прямым контролем государства. Конкуренция снизилась, стимулы бороться за качество исчезли, а устойчивые сверхприбыли стали побочным эффектом».

    Даже несмотря на резкий рост с января 2026 г., новые процентные ставки будут ниже на фоне многих других стран. «Отрасль прошла этап становления и бурного роста, – объясняет «Ведомости. Спорту» Юрий Мирзоев, гендиректор юридической компании «Митра». – Она стала значимой, заметной и финансово емкой частью экономики. Государство обычно дает рынку возможность сформироваться, а затем вводит фискальные и регуляторные механизмы. Сейчас этот период настал». По словам Мирзоева, для государства важна и другая цель – снижение социальных рисков, в том числе игровой зависимости. Свои расходы на повышенные налоги букмекеры перенесут на игроков, и высокая цена ставки должна снизить ее привлекательность. «Пока трудно говорить о продуманной социальной стратегии по борьбе с лудоманией, – считает Столяров. – Скорее, мы наблюдаем прагматичную фискальную политику в отношении легко администрируемой отрасли с предсказуемыми доходами. Государству сегодня нужны деньги, и взять их со сверхприбыли букмекеров кажется более чем разумным».

    Конец спонсорству?

    В российском профессиональном спорте роль букмекеров очень существенна. Беттинг – едва ли не главный драйвер развития лиг, клубов и федераций. Практически у каждой команды есть крупный ставочный партнер. Вкладывая в спорт, букмекеры инвестируют в рынок, который обеспечивает их доход. По оценке «РБ бизнеса», в сезоне 2025/26 букмекеры заложили на поддержку клубов Российской премьер-лиги (РПЛ) более 7,3 млрд руб. Вероятно, эти расходы придется сократить, а от некоторых проектов – отказаться. Как рассказали «Ведомости. Спорту» в пресс-службе РФБ, букмекеры не отказываются от дальнейшего сотрудничества, но теперь приходится договариваться о новых суммах и сроках контрактов. А РПЛ, по данным «Ведомости. Спорта», уже получила предложение от беттинг-партнера на новый цикл – на 30% ниже действующего

    Заменить деньги букмекеров будет сложно. Профессиональный спорт для беттинга – профильный рынок, и другой такой бизнес-отрасли, которая могла бы вкладывать большие суммы в футбол или хоккей, нет. «Быстро переключиться на других спонсоров российский спорт не может, – утверждает Столяров. – Клубы в большинстве своем убыточны, массовой платежеспособной аудитории нет, а коммерческая ценность спорта за пределами нескольких топ-событий довольно ограничена. Именно поэтому в последние годы ключевыми спонсорами и стали букмекеры – они были готовы платить там, где другим отраслям это экономически неинтересно».

    В список пострадавших может попасть не только профессиональный, но и любительский спорт. Команды Медиалиги живут на деньги от букмекеров. Президент команды «БроукБойз» Артем Райзен в октябре на своем YouTube-канале отмечал, что новая система «срежет до 60% от маркетинговых бюджетов у сильных букмекеров и от 60% до 90% у всех остальных». С тех пор законопроект скорректировали, но суть осталась прежней.

    Пирло больше не приедет

    Реакция болельщиков на налоговую реформу, если судить по онлайн-комментариями, неоднозначная. Многие не считают увеличение финансовой нагрузки на букмекеров проблемой. И это связано с не слишком привлекательным имиджем беттинга в России. Компании тратят миллионы на продвижение своих продуктов, подписывая амбассадоров уровня экс-игрока сборной Италии Андреа Пирло. К тому же беттинг – это очень прибыльный бизнес. По данным ЕРАИ, в 2024 г. только «Фонбет» привлек в качестве депозитов 608 млрд руб., Winline – 414 млрд руб., а BetBoom – 227 млрд руб. С января по сентябрь 2025-го операторы ставок заработали 316,3 млрд руб. GGR по сравнению с 2023 г. вырос на 7%.

    Тем не менее Оганезов считает, что «сытое время» для беттинга с введением новых налогов осталось позади. «Прежних бюджетов уже точно не будет, – говорит он. – И это прямо затронет другие отрасли экономики: рекламу, телевидение, весь спектр медиаотрасли и, конечно, всю спортивную сферу». Вероятно, от реформы пострадают непрофильные проекты. «Сейчас нашим главным приоритетом является продвижение медийных спортивных проектов и технологических сервисов для игроков, – рассказал «Ведомости. Спорту» Ратмир Ронами, вице-президент «Лиги ставок». – На развитие этих направлений уходит более 50% инвестиций. Уже в этом году мы скорректировали политику спонсорских активов, значительно сократив их количество». У большинства крупных букмекеров есть собственные или спонсируемые YouTube-каналы. Для многих независимых авторов важный источник дохода. Весной 2024 г. портал о ставках Bet on Mobile сообщал, что канал спортивной тематики на 200 000–250 000 подписчиков зарабатывает 35 000–150 000 руб. за одну рекламную интеграцию. Сумма зависит от лояльности аудитории. В новой реальности сохранить сотрудничество с букмекером будет сложнее.

    Уход в тень

    В Минфине готовы к диалогу с букмекерами, но не отказываются от реформы. Главный мотив для повышения ставок – рост поступлений в бюджет. И государство не пугают возможные негативные последствия для рынка – по словам замглавы Минфина Алексея Сазанова, с принятием первой редакции налоговой реформы в ведомстве ожидали бы сокращение беттинг-отрасли в два раза. «Роста не будет, рынок достиг своего пика и идет на спад» – резюмирует Ронами с учетом принятых налогов.

    При этом в Минфине надеются, что часть серых букмекеров после реформы легализуются. Это связано с тем, что раньше не все были готовы платить многомиллионную ставку за открытие процессингового центра. Теперь же достаточно переводить процент. Впрочем, и тут есть подводные камни. «При ошибках в декларациях, особенно в части учета расходов, размер штрафов букмекеров может достигать 50%, – напоминает Оганезов. – Это представляет собой очень высокие налоговые и административные риски». При сокращении рынка часть букмекеров может, наоборот, уйти в тень, считает он.