Вход запрещен: как теннис и его звезды взаимодействуют с букмекерами
Турнирам разрешено аккуратное партнерство с беттинг-компаниями, игрокам – нетСпонсорские контракты – важная часть доходов топ-теннисистов. Например, лидер мирового рейтинга Карлос Алькарас, по свежим подсчетам Forbes, зарабатывает на рекламе $35 млн за год. Но в списке его партнеров нет ни одного букмекера, хотя в других индивидуальных видах спорта беттинг представлен широко. Мексиканский боксер Сауль Альварес недавно стал амбассадором 1win, звезда ММА Конор Макгрегор еще в 2019 г. подписал соглашение с Parimatch, а норвежский гроссмейстер Магнус Карлсен был лицом Unibet. В теннисе букмекеры – почти табу. Многие именитые игроки добиваются отмены запрета, но ни Ассоциация теннисистов-профессионалов (ATP), ни Женская теннисная ассоциация (WTA) пока не идут им навстречу, опасаясь роста числа договорных матчей.
Теннисная разведка
В теннисе системная борьба с договорными матчами началась в нулевые. На проблему обратили внимание британские журналисты: в 2003 г. в заметке The Sunday Telegraph утверждалось, что даже лидеры рейтинга замешаны в нечестной игре. Статья наделала шуму, хотя ни имен, ни доказательств в публикации не было. Позже под подозрение попала встреча второго круга на турнире 2007 г. в польском Сопоте. Букмекер Betfair зафиксировал много крупных ставок на победу Мартина Вассальо-Аргуэльо (на тот момент – № 87), хотя его соперник Николай Давыденко считался фаворитом. В итоге россиянин снялся в третьем сете. ATP провела расследование, но доказательств сдачи игры не нашла.
Турнир в Сопоте подтолкнул ATP, WTA и Международную федерацию тенниса (ITF) к созданию Tennis Integrity Unit (TIU; подразделение по обеспечению честности в теннисе). В обязанности новой структуры вошло отслеживание ставочных аномалий. «Деятельность подразделения распространяется и на ATP, и на WTA, все процессы запускали и настраивали специалисты «Скотленд-ярда», – говорит «Ведомости. Спорту» Алексей Николаев, спортивный агент, работавший в теннисном департаменте IMG. – Это принципиально изменило ситуацию в теннисе. Лет 15 назад складывалась неприятная тенденция – договорных матчей становилось и правда много. Сейчас же мы либо имеем дело с отдельными случаями, либо узнаем о кейсах из прошлого».
TIU вправе собирать показания с участников матчей, анализировать телефонные разговоры и переписку в мессенджерах – настоящее разведывательное бюро. За такую вседозволенность подразделение даже критиковали. Например, в деле испанца Гильермо Оласо, проигравшего аутсайдеру на турнире серии Challenger в Астане в 2011 г., эксперты TIU изучали переписку теннисиста в Skype. Она хранилась на ноутбуке осведомителя, который связался со следователями и передал компьютер. Адвокаты Оласо заявили, что данные сфабрикованы, а TIU не имело полномочий их собирать. Дело дошло до Спортивного арбитражного суда, который встал на сторону следователей. Теннисист получил пятилетнюю дисквалификацию.
Случались и более резонансные истории. В мае 2018 г. аргентинца Николаса Кикера (на тот момент – № 84) признали виновным в договорняке: в 2015 г. он намеренно проиграл два матча, чтобы заработать. Это было первое дело, фигурантом которого стал игрок с таким высоким рейтингом. «Понятно, почему для крупных теннисных структур эта тема чувствительная, – рассказывает «Ведомости. Спорту» сотрудник букмекерской компании, пожелавший остаться анонимным. – В отличие от, например, футбола, где в одиночку сложно повлиять на результат, в теннисе достаточно изобразить, что снимаешься из-за травмы, чтобы засчитали поражение. И некоторым игрокам не очень высокого рейтинга так будет проще, чем пробиваться по сетке дешевого и посредственного турнира».
Дополнительным триггером к ужесточению правил для теннисистов стало расследование BBC и BuzzFeed 2016 г. В материале утверждалось, что за предыдущее десятилетие TIU и руководящие теннисные структуры получали десятки сигналов о подозрительных матчах, даже с участием игроков топ-50 и победителей турниров «Большого шлема», но многие дела не доводились до конца. В ответ ATP, WTA и ITF учредили независимую комиссию под руководством известных британских юристов, которая провела проверку деятельности TIU. Выяснилось, что у подразделения недостаточно ресурсов, а его процедуры непрозрачны. В 2021 г. главные теннисные организации договорились реформировать TUI в International Tennis Integrity Agency (ITIA; Международное агентство по обеспечению честности в теннисе). Оно стало более независимым и получило больше полномочий, а в 2022 г. ему передали и допинг-дела. Чуть раньше переписали и правила: с 2019 г. игрокам запретили сотрудничать с беттинг-партнерами.
Только для организаторов
Главный мотив теннисиста ввязываться в договорной матч – заработок. Юрист Адам Льюис, участвовавший в работе независимой комиссии, подчеркивал, что для тенниса эта проблема актуальнее, чем для многих других видов спорта. Игроки с низким рейтингом участвуют в турнирах с небольшими призовыми. Выигранные деньги могут не покрыть даже расходы на перелет и проживание. Об этой ситуации знают и в ITF, которая в 2019 г. перестала продавать букмекерам статистические данные по соревнованиям низкого уровня (с призовым фондом до $15 000) и сократила число таких турниров. Данные нужны для коэффициентов, а без них букмекеры слепы и не решаются открывать линии.
Впрочем, есть и послабления. С 2021 г. организаторам соревнований разрешили сотрудничать с беттинг-партнерами, но с ограничениями. Партнерство должно быть согласовано с ITIA, а также с ITF, ATP или WTA. Букмекеры не должны получать доступ к инсайдерской информации, например, о травмах участников. И, пожалуй, главное условие: игроки не имеют права выступать амбассадорами беттинг-компаний. «То, что турнирам разрешили договариваться с букмекерами, скорее всего, вызвано финансовыми трудностями организаторов после пандемии, – считает Николаев. – Присутствие беттинг-компаний в теннисе и вокруг него – большая опасность. Но та система противодействия, которая была создана, работает довольно эффективно. Ее не нужно менять. Надеюсь, нынешние послабления временные».
Впрочем, пандемия позади, а правила не ужесточают, чем пользуются организаторы. Например, в 2025 г. спонсором Кубка Билли Джин Кинг стал 1xBet, в марте Betway договорилась о партнерстве с «Мастерсом» в Майами, а в июне – с турниром ATP 250 в шведском Бостаде. «Знаю, что, даже несмотря на отсутствие прямого запрета, представители туров обращались к организаторам соревнований и просили минимизировать контракты с букмекерами», – добавляет Николаев. Стоимость сделок не раскрывают. В исследовании Research and Markets говорится, что в 2024 г. размер спонсорского портфеля ITF по Кубку Дэвиса составил $11,88 млн – такую сумму заплатили 16 партнеров. По данным GlobeNewswire, Stake – третий по величине контракта.
Через третьи лица
Запрет на беттинг – болезненная тема для многих известных игроков. В сентябре 2023 г. Новак Джокович заявил, что букмекерские конторы получают огромную прибыль от тенниса, но участникам турниров ничего не перепадает. «Многие заинтересованные стороны в теннисном сообществе извлекают из этого выгоду, а игроки получают какие-то крохи или вообще ничего», – пожаловался серб в интервью The Tennis Later. Но добавил, что нужно убедиться в честности игроков, которые могут жульничать, делая ставки на матчи со своим участием.
Несмотря на давление известных теннисистов, ATP, WTA и ITF пока не пересмотрели правила. Игроки же находят лазейки в регламенте, чтобы сотрудничать с букмекерами в легальном поле. В основном это происходит через суббренды. Например, белоруска Арина Соболенко (№ 1) в августе стала лицом YouTube-канала First & Red, который считается проектом Fonbet. Эмблема компании в роликах не мелькает, хотя цвет и шрифт на логотипе медиа выглядят как отсылка к беттинг-партнеру.
По похожей модели работает Winline и его главное теннисное медиа «Больше!». Весной лицами канала стали Даниил Медведев и Андрей Рублев. Формально они ничего не нарушают, ведь не рекламируют беттинг-компанию напрямую. «Российские букмекеры и рады бы плотнее работать с теннисистами, но ограничены со всех стороны, – говорит источник «Ведомости. Спорта» в беттинговой компании. – Есть федеральное законодательство, запрещающее образы людей в рекламе. Есть правила интернет-площадок, и где-то они строгие, а где-то – нет. И, конечно, самое главное ограничение – позиция теннисных организаций. Не думаю, что они в ближайшее время станут более сговорчивыми».