Новые фан-зоны и спонсоры: как теннисный Кубок Лейвера получил рекордный доход

    Турнир Роджера Федерера за три дня заработал около $50 млн
    JOHN G. MABANGLO / EPA / tass
    JOHN G. MABANGLO / EPA / tass

    21 сентября в Сан-Франциско завершился восьмой розыгрыш Кубка Лейвера – командного гала-турнира, где лучшие теннисисты Европы проиграли сборной мира со счетом 9:15. По словам гендиректора Кубка Лейвера Стива Закса, трехдневное мероприятие принесло рекордный доход в своей истории, несмотря на третий подряд розыгрыш без участия основателя турнира и 20-кратного победителя турниров «Большого шлема» Роджера Федерера и его коллег по «Большой тройке» – Рафаэля Надаля и Новака Джоковича. «Ведомости. Спорт» – с подробностями.

    Кубок Лейвера нуждался в изменениях

    Кубок Лейвера впервые прошел в 2017 г. Федерер разработал его по образцу Кубка Райдера, где топ-гольфисты часто собираются в одну команду. Швейцарец лично курирует стратегию развития проекта – от выбора городов-организаторов до ротации капитанов, а в начале пути привлек к участию ведущих игроков вроде Надаля и Джоковича. «Кубок Лейвера – это особенный турнир. Здесь можно играть в команде с другими теннисистами и проводить с ними время, вместе ужинать, обедать, говорить о спорте весь день и просто подпитывать друг друга энергией. При этом Кубок Лейвера помогает игрокам оставаться мотивированными и вдохновленными, чтобы идти дальше и делать великие дела, стремиться побеждать в любой ситуации», – объяснял Федерер.

    Для запуска проекта Федерер объединился с бразильским миллиардером Хорхе Пауло Леманном и гендиректором Australian Open Крейгом Тили. Оператором турнира стала принадлежащая швейцарцу компания Team8. Позже к ним присоединилась Ассоциация тенниса США (USTA), вложившая $6 млн и получившая 20% акций в материнской компании Кубка Лейвера. Прибыль от проведения турнира не распределяется между владельцами: все заработанные средства направляются на дальнейшее развитие.

    Формат соревнований остается прежним: три игровых дня, шесть сильнейших теннисистов Европы против шести представителей других континентов. В первый день каждая победа приносит одно очко, во второй – два, в третий – три; для победы нужно набрать 13 баллов. С 2019 г. турнир включен в календарь Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP), но рейтинговых очков за него не дают.

    С момента основания города по всему миру соревнуются за право принять турнир. По оценкам организаторов, Кубок Лейвера в среднем приносит городу-хозяину около $58,5 млн, а иногда – до $89 млн. Также за неделю соревнований создается свыше 450 временных рабочих мест. С 2017 г. турнир успели провести в Праге, Чикаго, Женеве, Бостоне, Лондоне, Ванкувере, Берлине и Сан-Франциско.

    Главным маркетинговым драйвером в первые годы стало участие «Большой тройки» – Федерера, Надаля и Джоковича. Наиболее знаковым стал Лондон-2022 на арене O2 (вмещает 23 000 зрителей), где швейцарец завершил карьеру, сыграв в паре с испанцем и сербом. Тогда выручка достигла рекордных $38,4 млн: продажи билетов принесли $23,3 млн, спонсоры – $9,9 млн, а медиа-права и мерчандайз обеспечили еще около 13% дохода. Для сравнения, годом ранее Бостон показал $33,3 млн.

    После лондонского пика интерес зрителей стал снижаться из-за высоких цен на билеты и отсутствия легендарных теннисистов. В 2023 г. в Ванкувере доходы вернулись на уровень 2021 г., а в Берлине в 2024-м общий показатель упал до $31,4 млн. Турниры в Канаде и Германии оказались убыточными: в 2023 г. организаторы потеряли $1,7 млн, в 2024 г. – $1,96 млн. Для сравнения, Бостон и Лондон суммарно принесли прибыль в размере $11,4 млн.

    В отчете о финансовых результатах турнира за 2024 г. организаторы признали, что проекту необходимы изменения. «Благодаря лучшему пониманию ключевых критериев успешного мероприятия руководство сможет стимулировать рост доходов и контролировать расходы», – говорилось в документе.

    Новые фан-зоны и спонсоры

    В 2025 г. Кубок Лейвера вновь подтвердил статус одного из самых коммерчески успешных проектов в теннисе, хотя проходит уже третий сезон подряд без Федерера, Надаля и Джоковича. Восьмой розыгрыш состоялся в Сан-Франциско на арене Chase Center (16 500 зрителей), домашней площадке клуба Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) «Голден Стейт Уорриорс». Арена стоимостью $1,4 млрд уже несколько лет считается самым прибыльным стадионом лиги. За три дня турнир собрал более 80 000 зрителей, а все билеты, включая премиальные по $5000–$30 000, были раскуплены – это шестой солд-аут за всю историю Кубка Лейвера.

    Гендиректор Laver Cup Стив Закс сообщил, что доходы превысили рекорд 2022 г. – $38,4 млн – и, по данным СМИ, достигли примерно $50 млн. Более $20 млн принесли продажи билетов и спонсорские взносы. Призовой фонд, напротив, снизился на $750 000 и составил $1,5 млн: игроки команды-победительницы получили по $250 000, тогда как соперники из Европы ограничились фиксированным гонораром. Федерер назвал новую схему «все или ничего» стимулом для участников, напомнив, что ранее бонусы начислялись и проигравшим.

    Также турниру удалось пригласить звездных теннисистов. В Сан-Франциско выступили шесть игроков из топ-12 мирового рейтинга. Европу представляли испанец Карлос Алькарас (№1), немец Александр Зверев (№3), датчанин Хольгер Руне (№11), норвежец Каспер Рууд (№12), чех Якуб Меншик и итальянец Флавио Коболли. За команду мира выступили американец Тейлор Фриц (№5), австралиец Алекс де Минаур (№8), аргентинец Франсиско Серундоло, бразилец Жоао Фонсека и американец Рейли Опелка. «Многие из нас считают Кубок Лейвера своим любимым теннисным событием – любим его даже больше, чем турниры «Большого шлема», – признался Руне.

    Кроме того, за восемь лет Кубок Лейвера сформировал собственный бренд, уже не зависящий от имени Федерера. Если в начале именно его репутация привлекала спонсоров, то теперь более половины коммерческих поступлений обеспечивают компании, никак не связанные со швейцарцем. Перед турниром в Сан-Франциско производитель часов Rolex, партнер-основатель, продлил контракт с Кубком Лейвера еще на пять лет. Также долгосрочные соглашения действуют с автопроизводителем Mercedes-Benz и швейцарским банком UBS. Среди новых спонсоров – платежная платформа Alipay+, поисковый сервис Perplexity, оператор частной авиации Flexjet, бренд премиальной одежды Boss, винодельня DAOU Vineyards, IT-компания ServiceNow, медицинская клиника Cleveland Clinic, сервис кредитного скоринга Fico, бренд спортивной обуви и одежды On, сеть магазинов одежды Uniqlo, экипириовщик Wilson, дом шампанских вин Moët & Chandon, бренд воды Icelandic Glacial, туристическая компания Steve Furgal, и бренд очков Oliver Peoples. Всего в 2025 г. у турнира 22 партнера – это рекордный показатель в истории Кубка Лейвера. «Когда мы запускали турнир, у нас было уникальное преимущество – глобальная популярность Роджера Федерера, – отметил соучредитель проекта Тони Годсик. – Теперь, почти 10 лет спустя, Кубок Лейвера заслужил собственную репутацию. Бренды мирового класса, которые обновляют и присоединяются сегодня, отражают доверие, которое мы создали».

    В 2025 г. организаторы сделали ставку на сочетание спорта и развлечений. Фирменный черный корт и цифровые стены стали отличительной чертой, а эксклюзивные коллаборации поддерживают имидж премиального события. Бренд On, акционером которого является Федерер, выпустил лимитированные кеды Roger Clubhouse по $150 с символикой турнира. Wilson представил специальную серию ракеток и аксессуаров, а Boss подготовил официальные костюмы для фотосессии игроков на фоне моста «Золотые ворота». Фан-зона Thrive City у арены превратилась в отдельное шоу: там установили 22-метровый светодиодный экран, проходили прямые эфиры подкаста Энди Роддика Served и мини-турниры, а партнеры ServiceNow, Mercedes-Benz и DAOU Vineyards организовали собственные интерактивные активности. «Мы сосредоточены на том, чтобы дать всем зрителям отлично провести время. Дать им опыт, который они захотят повторит», – подчеркнул Закс.

    Следующая остановка турнира – возвращение на лондонскую арену O2. По данным Billboard, в 2024 г. эта площадка приняла рекордные 2,6 млн зрителей и 202 шоу, укрепив позиции одного из самых востребованных концертных залов мира.