Легкие кроссовки и премиум-спонсоры: как Роджер Федерер стал миллиардером

    Bloomberg оценил состояние 20-кратного победителя турниров «Большого шлема» в $1,3 млрд
    Marechal Aurore / ABACA / ТАСС
    Marechal Aurore / ABACA / ТАСС

    Деловое издание Bloomberg сообщило, что легендарный теннисист Роджер Федерер стал миллиардером. Состояние 43-летнего швейцарца, завершившего карьеру в 2022 г., оценивается экспертами в $1,3 млрд. Издание провело оценку на основе карьерных доходов, инвестиций и спонсорских соглашений, скорректированную с учетом швейцарских налоговых ставок и рыночных показателей. Анонимные источники, близкие к теннисисту, подтвердили Bloomberg, что его активы существенно превышают $1 млрд.

    Федерер стал четвертым спортсменом-миллиардером – более высокий капитал среди действующих и завершивших карьеру атлетов имеют лишь баскетболисты Майкл Джордан ($3,5 млрд) и Леброн Джеймс ($1,5 млрд), а также гольфист Тайгер Вудс ($1,4 млрд).

    По данным индекса Bloomberg Billionaires, самым богатым человеком в мире остается американец Илон Маск ($367 млрд). Порог для вхождения в топ-500 составляет $6,8 млрд. Сейчас в мире насчитывается около 3000 долларовых миллиардеров, из которых примерно 150 связаны с Россией. Дальше Bloomberg уже не публикует подробностей, но известно, что уровень на входе во «вторую тысячу» составляет около $1,4 млрд. На этом фоне состояние Федерера заметно уступает лидерам: внутри швейцарского списка он располагается лишь на 41-м месте, а в глобальном рейтинге не входит в топ-2000 богатейших людей планеты.

    На корте 20-кратный победитель турниров «Большого шлема» за 24 года карьеры заработал $130,6 млн. Тем не менее основная часть его капитала сформировалась благодаря многочисленным спонсорским контрактам и инвестиционной деятельности. «Ведомости. Спорт» рассказывает, как Федерер заработал огромное состояние.

    Спонсорские контракты

    Даже после завершения карьеры в 2022 г., годовой доход Роджера Федерера оценивается Forbes в $100 млн. Ключевую роль в его спонсорском портфеле играет 10-летний контракт с японским брендом Uniqlo на $300 млн, который заключили в 2018 г. Значительные суммы также приносят другие долгосрочные партнерства. Например, швейцарская часовая компания Rolex ($8 млн в год) и немецкий автопроизводитель Mercedes Benz ($5 млн). 

    Федерер сотрудничает с широким кругом спонсоров, включая производителя предметов роскоши Moet Hennessy Louis Vuitton (LVMH), кондитерскую компанию Lindt & Sprungli, производителя бытовой техники JURA, продуктовый бренд Barilla, марку аксессуаров Gillette, производителя чемоданов Rimowa, телекоммуникационную компанию Sunrise, туроператора Switzerland Tourism и банк Credit Suisse Group.

    Кроме того, особого внимания заслуживает партнерство швейцарца с экипировщиком Wilson. Федерер использует ракетки этого бренда с начала профессиональной карьеры, подписав первый контракт в 1997 г. Через 10 лет соглашение приобрело «пожизненный» статус: за $2 млн в год швейцарец обязался играть только ракетками Wilson и остаться послом компании после завершения карьеры. 

    Хотя по сумме призовых (более $200 млн) и количеству титулов Новак Джокович опережает Федерера, серб значительно уступает ему в спонсорских доходах и бизнес-активах. Эксперты Bloomberg считают, что ключевую роль в этом сыграли многочисленные скандалы с участием Джоковича, которых Федерер всегда избегал. «Федерер абсолютно свободен от скандалов. Он никогда не говорит неправильных вещей, – заявил Bloomberg спортивный аналитик Боб Дорфман. – С точки зрения маркетинга он лучший в истории тенниса».

    По мнению издания NYT, достижение Федерером статуса миллиардера обусловлено особым подходом к партнерам. В начале карьеры он лично посещал люксы отеля Swiss, где останавливались спонсоры, чтобы поприветствовать каждого. «Он способен найти подход к любому. Больше всего я завидую легкости, с которой работает Роджер», – отметил теннисист Энди Роддик. 

    Бывший директор Nike по бренд-менеджменту Майк Накадзима привел другой пример: после тестирования обуви в штаб-квартире Nike Федерер вернулся, чтобы поблагодарить сотрудников. Во время презентации новой обуви он наливал сотрудникам компании кофе и подавал пончики, играл в теннис на приставке, а в кафетерии работал кассиром. «Он просто обходил столы: «Здравствуйте, меня зовут Роджер Федерер». Как будто люди не знали его. Вы думаете, Мария Шарапова согласилась бы? А Роджер делал это с улыбкой», – заключил Накадзима.

    Грамотные инвестиции

    Напомним, что издание Forbes объявило Федерера миллиардером еще в 2021 г. Помимо швейцарца, тогда миллиардерами признали гольфиста Тайгера Вудса, боксера Флойда Мейвезера, баскетболиста Леброна Джеймса и футболистов Криштиану Роналду с Лионелем Месси. Различия в цифрах между оценками Forbes и Bloomberg обусловлены разной методикой подсчета состояния, оценивающей рыночную стоимость активов спортсмена, которая закономерно подвержена колебаниям на фоне конъюнктуры рынка и экспертных вариаций.

    Финансовыми активами Федерера управляет Team8 – компания, которую теннисист основал в 2013 г. вместе со своим агентом Тони Годсиком. Также они основали швейцарскую фирму Format A AG, которая отвечает за благотворительный фонд швейцарца. Именно Годсик, ранее представлявший интересы теннисистки Моники Селеш, сыграл ключевую роль в коммерциализации бренда Федерера.

    Значительную долю в состоянии теннисиста составляют акции швейцарской компании On Holding AG, производителя премиальных кроссовок для бега. Инвестиционный интерес у швейцарца возник после того, как его супруга приобрела продукт этой марки. Основанная в 2010 г., On быстро зарекомендовала себя выпуском высококачественной беговой обуви. Уникальная легкая подошва бренда, с увеличенными воздушными полостями, была разработана соучредителем Оливье Бернхардом – бывшим профессионалом триатлона Ironman – на основе прототипа, созданного путем приклеивания обрезков садового шланга к кроссовкам.

    До 2018 г. Федерер сотрудничал с Nike. Тем не менее, проявляя интерес к инновациям, он решил поддержать Бернхарда и On. Ключевым фактором, позволившим заключить отдельную сделку на рекламу кроссовок, стало сотрудничество Федерера с Uniqlo, так как японский бренд не производит обувь. Федерер, известный своей увлеченностью кроссовками (в его коллекции – более 250 пар), пригласил основателей On на ужин в Цюрих. Переговоры также велись при участии Годсика, связанного с брендом через ангельские инвестиции. Результатом стала покупка Федерером примерно 3% акций On Holding AG и возможность совместной разработки обуви в лаборатории компании.

    Сделка оказалась удачной – нынешняя капитализация компании достигает $17 млрд, а доля теннисиста оценивается минимум в $500 млн. Финансовые показатели On также демонстрируют устойчивый рост: выручка за 2024 г. составила $2,32 млрд (+29% к 2023 г.), а котировки акций выросли на 41%. 

    Также Федерер инвестировал в чилийский производитель растительных продуктов питания NotCo, который привлек $330 млн от группы различных спортсменов, включая пилота «Формулы-1» Льюиса Хэмилтона и гольфиста Тайгера Вудса.

    Кроме того, Федерер является соучредителем и совладельцем теннисного турнира Кубок Лэйвера, созданного в 2017 г. совместно с бразильским миллиардером Хорхе Пауло Леманном и генеральным директором Australian Open Крейгом Тили, при этом его компания Team8 выступает оператором проекта. Швейцарец лично разработал концепцию турнира по аналогии с Кубком Райдера в гольфе, привлек топ-игроков вроде Рафаэля Надаля и Новака Джоковича, а также курирует стратегические решения – от выбора локаций до смены капитанов команд.

    Финансовые результаты турнира варьируются – от прибыли в $2,1 млн в Чикаго (2018 г.) и $5,4 млн в Лондоне (2022 г.) до убытков $2,4 млн в Ванкувере (2023 г.) и $1,96 млн в Берлине (2024 г.) из-за высоких цен на билеты и отсутствия ключевых участников. Прямого дохода Федерер от турнира не получает – прибыль реинвестируется в его развитие. Выгода швейцарца заключается в укреплении личного бренда для партнерств с такими компаниями, как Rolex и Mercedes.

    Для восстановления рентабельности Федерер планирует снизить цены на билеты, расширить географию в Азию и Южную Америку, увеличить призовой фонд для привлечения звезд и даже рассмотреть свой выход на корт в Сан-Франциско-2025. Для него Кубок Лэйвера – проект-наследие, где коммерция сочетается с миссией объединения теннисного мира. «Кубок Лэйвера помогает игрокам оставаться мотивированными... Это особенный турнир, где создается командная энергия», – говорил Федерер.

    Несмотря на завершение игровой карьеры, Федерер остается активным участником светских и спортивных событий: недавно он размахивал французским флагом на старте гонки «24 часа Ле-Мана» и представил новую коллекцию Uniqlo в Париже, а также, вероятно, посетит Уимблдон, стартовавший 29 июня. 

    Благотворительность и филантропия

    Помимо бизнес-проектов, Федерер активно развивает филантропическое направление через собственный фонд, основанный в 2003 г. Roger Federer Foundation за более чем два десятилетия работы фонд оказал поддержку 3,1 млн детей в Южной Африке, Зимбабве, Малави, Намибии, Замбии, Ботсване и Швейцарии, с фокусом на улучшении доступа к качественному дошкольному и начальному образованию как инструменту борьбы с бедностью. После завершения игровой карьеры в 2022 г. теннисист углубился в работу фонда, регулярно посещая школы в Африке и лично взаимодействуя с детьми.

    Мотивация Федерера уходит корнями в детские поездки к родственникам матери в Южную Африку, где он столкнулся с контрастом между жизнью в Швейцарии и реалиями бедности, сформировав убеждение в преобразующей силе образования. Фонд реализовал масштабную инфраструктурную программу, построив 81 школу в африканских странах. По данным фонда, общий объем инвестиций в образовательные проекты превысил $120 млн, направленных не только на строительство, но и на обеспечение детей питанием, школьной формой, медицинской помощью и учебными материалами для создания комплексной среды развития.

    Философия организации строится на принципах устойчивости и расширения прав местных сообществ: 92% пожертвований направляются напрямую на программы, минимизируя административные расходы, а решения о развитии школ принимаются при активном участии родителей и учителей для долгосрочного эффекта. 

    Для привлечения средств Федерер использует личные ресурсы и креативные подходы. С 2010 г. он проводит благотворительные матчи с участием звезд, включая Рафаэля Надаля, Энди Маррея и предпринимателя Билла Гейтса. Один только матч с Джо-Вильфридом Тсонга в 2010 г. принес $1 млн, а аукцион, где продавались 300 личных вещей Федерера (ракетки, экипировка) в 2024 г., обеспечил выручку в $1,5 млн.