Люксовые часы, банк, текила: как Соболенко реализует коммерческий потенциал
Белорусская теннисистка сменила рекламное агентство и увеличила заработки вне корта на $7 млн за годБелорусская теннисистка Арина Соболенко проводит 54-ю неделю в статусе первой ракетки мира с феноменальным отрывом в текущем рейтинге от ближайшей преследовательницы Иги Швентек – более 3 000 очков. Успехи на корте позволили защищающей в Нью-Йорке титул US Open теннисистке выйти на восьмое место по призовым за карьеру. «Ведомости. Спорт» выяснили, за счет чего Арине удалось раскрыть свой маркетинговый потенциал и зарабатывать порядка $15 млн в год за пределами корта.
В погоне за Сереной
«Знаю, что за последние 11 лет на US Open было 10 разных чемпионок в одиночном разряде. Что ж, попытаюсь это исправить, – пообещала Арина на пресс-конференции накануне старта американского «Шлема». – Думаю, это большое давление. Центральная арена очень большая – вместительнее, чем на других мейджорах (стадион имени Артура Эша способен принять 23 771 зрителя. – «Ведомости. Спорт»). Возможно, чемпионы, защищающие титул, слишком на себя давят. Но я чувствую, что у меня достаточно опыта, чтобы сосредоточиться на себе и попытаться повторить этот результат».
После неожиданного вылета в полуфинале Уимблдона-2025 от Аманды Анисимовой белоруска взяла продолжительный отпуск и подошла к US Open отдохнувшей и мотивированной. К серии американских хардовых турниров первая ракетка мира привлекла в свою команду знаменитого в прошлом парного игрока и соотечественника Максима Мирного. Цель – улучшить подачу и игру у сетки. «Можете называть нашу команду «Красавица и чудовище», – с присущим себе юмором Соболенко прокомментировала сотрудничество с отсылкой к прозвищу Мирного The Beast – Зверь.
Легче переживать поражения на «Шлемах» теннисистке помогает сумасшедшая самоирония. Несмотря на безусловное лидерство в рейтинге, белоруска пока не выиграла в 2025 г. ни одного мейджора, уступив в финалах Australian Open и «Ролан Гаррос» в статусе явного фаворита. Она снимает забавные и полные жизненной энергии ролики в соцсетях, подкалывает журналистов и болельщиков, а также приковывает к себе внимание взаимным троллингом с близким другом Новаком Джоковичем.
В этом году Соболенко снялась для модных журналов Boardboom, Harper's Bazaar, Flaunt, Cosmopolitan Sports, L'Beaute, SELF, а Новак во время «Ролан Гаррос» спародировал умение подруги позировать перед камерой. «Мне нравится она как личность и то, как Арина находит баланс между жизнью вне корта, своими интересами и той агрессивностью, которую проявляет как спортсменка. Она заслуживает быть первой ракеткой мира, она очень стабильна», – цитирует Джоковича Punto de Break.
Теннисистка не обращает внимание на критику, а также постоянном акценте медиа на своих выдающихся на фоне конкуренток антропометрических данных. Перед Уимблдоном-2025 Арина потренировалась с Джоковичем и первой ракеткой мира среди мужчин Янником Синнером, после чего Wall Street Journal опубликовала статью с заголовком «Первая ракетка мира, которая бьет так сильно, что тренируется с мужчинами». За эту публикацию изданию досталось от бывшей первой ракетки мира Марии Шараповой: «Что за заголовок и что за статья? Вы можете лучше, The Wall Street Journal».
Упреки хейтеров не помешали Соболенко преодолеть в этом году отметку в $35 млн призовых за карьеру, и в данный момент занимать восьмую строчку в истории с показателем $37,3 млн и перспективой совсем скоро ворваться в топ-5. Пока что белоруска незначительно отстает от недавно завершившей карьеру чешки Петры Квитовой ($37,5 млн), 36-летней соотечественницы Виктории Азаренко ($38,6 млн) и замыкающей пятерку Шараповой ($38,7 млн). Возглавляет рейтинг Серена Уильямс, выигравшая за карьеру $94,8 млн.
Резкий скачок в доходах
Несмотря на три выигранных «Шлема» и продолжительное лидерство в рейтинге, заработки Арины вне корта долгое время оставляли желать лучшего. В прошлом декабре Sportico опубликовал рейтинг 15 самых высокооплачиваемых спортсменок мира 2024 г., в котором поставил Соболенко на пятую строчку с показателем $9,7 млн призовых и еще $8 млн теннисистка аккумулировала за счет рекламных контрактов. Тем не менее по части дохода от коммерческих сделок Арина заметно уступила конкуренткам по своему виду спорта – Коко Гауфф ($21 млн), Циньвэнь Чжэн и Наоми Осаке (по $15 млн), Эмме Радукану ($14 млн) и Швентек ($13 млн).
«Хоть Арина и первая ракетка в мире, но в Штатах ее никто не знает за исключением теннисного сообщества. Не удивительно, что Соболенко и Рыбакина вместе зарабатывают меньше от спонсоров, чем Радукану», – отметила прославленная в прошлом теннисистка Рене Стаббс в своем подкаста ExoPod.
Тем не менее теперь ситуация заметно изменилась – во многом благодаря большей узнаваемости чемпионки за счет занимательного и веселого контента в соцсетях. Сейчас на странички спортсменки в Instagram
«Помимо того, что Соболенко является ведущей теннисисткой мира, так она еще и просто ходячий мем благодаря своей улыбке Чеширского кота, веселому характеру и способности создавать вирусные видеоролики», – констатирует Sport Illustrated.
«В 2023 г. я начала работать со стилистом. Мне подобрали мою цветовую гамму, объяснили, что как вообще работает, – раскрыла одну из причин перемен в образе теннисистка. – Какие-то легкие сочетания – вроде бы ничего особенного, но ты стильно одета. Мне прямо по кайфу работать со стилистом, и плюс ты не заморачиваешься. Звоню ей и говорю: «Карла, короче, нужно что-то летнее».
Естественность и непосредственность, а также стабильность в результатах стали мощными драйверами для положительной динамики в реализации Ариной ее высокого коммерческого потенциала. В опубликованном в конце августа рейтинге Forbes «Самые высокооплачиваемые теннисисты мира 2025 г.» белоруска заняла пятую строчку, пополнив свой счет на $12,4 млн за счет призовых и еще $15 млн (на $7 млн больше прошлогоднего показателя) ей принесли контракты со спонсорами. Больше среди девушек заработала только Гауфф ($12,2 + 25 млн).
Смена рекламного агентства
Прорыв в заработках за пределами корта теннисистка связывает с началом сотрудничества в конце прошлого года с рекламным агентством Evolve, основанного Наоми Осакой и ее менеджером Стюартом Дюгидом. Прежде в течение четырех лет продвижением Арины занималось известное агентство IMG. «Я хотела развить свой бренд и получить немного больше, чем с IMG. Меня не удовлетворил сервис. Между мной и некоторыми людьми там возникла напряженность», – призналась теннисистка накануне Открытого чемпионата Австралии-2025.
По данным The Athletic, Соболенко была разочарована разрывом между своим положением в спортивном мире и тем, насколько ограничены потенциальные сделки из-за ее гражданства – с февраля 2022 г. бренды либо расторгали, либо сокращали контракты с российскими и белорусскими спортсменами.
Незадолго до прихода в Evolve Соболенко снялась в своей первой сольной рекламе для Nike, а также заключила сделки с производителем теннисного инвентаря Wilson, брендом
технологичных носимых устройств Whoop, платформой по выпуску коллекционных карточек Leaf Trading Cards, торговой маркой текилы Dobel, производителем часов класса люкс Audemars Piguet и Oakberry – франшизой по производству асаи, которой управляет бойфренд теннисистки Георгиос Франгулис.
В 2025 г. портфолио знаменитости пополнили соглашения с брендом спортивных напитков Electrolit, она стала амбассадором американского банка Chase и медиапроекта First&Red, с которым сотрудничают российские теннисисты Карен Хачанов, Александр Бублик и Диана Шнайдер. Кроме того, Арина приобрела долю в бренде пищевых добавок IM8, соучредителем которого является Дэвид Бекхэм.
Также теннисистка продвигает бренд наушников Master & Dynamic, оздоровительный бренд Beekeeper's Naturals, газировку Olipop и снялась в документальном сериале Netflix о теннисе «Break Point».