Клубы РПЛ остались недовольны новым предложением букмекера на 10,8 млрд рублей

    Winline предложил снизить партнерство с лигой более чем на 1 млрд рублей
    Александр Щербак / ТАСС
    Александр Щербак / ТАСС

    Клубы Российской премьер-лиги (РПЛ) остались недовольны предложением Winline по беттинг-спонсорству на новый цикл – четыре года с сезона 2026/27. Об этом «Ведомости. Спорту» сообщили на условиях анонимности несколько источников из числа руководителей клубов РПЛ.

    По их словам, букмекер предложил 2,7 млрд руб. в год, из них 500 млн руб. в год – на маркетинг. По действующему контракту выплаты составляют около 4 млрд руб. в год, включая маркетинговые расходы.

    По словам собеседников, сумма оказалась ниже ожиданий клубов, которые рассчитывают на увеличение доходов от самого крупного соглашения лиги. В условиях растущих операционных расходов команд, а также роста интереса к российскому футболу на внутреннем рынке, ряд участников чемпионата назвали предложение «недостаточно отражающим текущую стоимость прав». 

    Переговоры между РПЛ и Winline продолжаются. Букмекер, по условиям действующего контракта имеющий право приоритетного предложения о продлении, ожидает ответа лиги до 31 декабря. В случае если договоренности достигнуть не удастся, в РПЛ рассматривают возможность открытого тендера. 

    «Ведомости. Спорт» обратился за комментариями в РПЛ и Winline.

    До налоговой реформы РПЛ предлагали больше

    Собеседники «Ведомости. Спорта» на букмекерском рынке рассказали, что в текущем году, еще до анонса инициативы Минфина по повышению налогов на отрасль, Winline предлагал клубам до 5 млрд руб. за сезон. В этом формате предполагалось, что деньгами букмекер выплатит РПЛ около 3,3 млрд руб., а остальные средства пойдут на развитие продукта. 

    Источники «Ведомости. Спорта» в клубах рассказали, что рабочая группа РПЛ, которая занимается изучением спонсорского рынка, весной 2025 г. оценила новый беттинг-контракт в 6–10 млрд руб. за сезон. Цифры аргументировали качественным развитием продукта – за последние годы у лиги появились крепкие суббренды «Матч тура», «Трофи тур», Зимний кубок и др. 

    Кроме того, лига ссылалась на тенденции рекламного рынка. К примеру, рост цен на размещение телерекламы у Национального рекламного альянса (НРА), который продает практически всю рекламу на российском ТВ, в 2023 г. составил 30%, а в 2024 г. – 25%.  

    После введения новых налогов для букмекеров клубы РПЛ подсчитали, что увеличение финансовой нагрузки отбросит беттинг-компании к прибыли 2023 г. За год до этого был подписан действующий контракт с лигой – на более чем 4 млрд руб. в год – от него и стоит отталкиваться, полагают в лиге.

    Winline стал партнером РПЛ летом 2022 г. Тогда компания экстренно заняла место «Лиги ставок», которая в мае известила РПЛ о желании аннулировать подписанное несколькими месяцами ранее рекордное соглашение на 15 млрд руб. за четырехлетний цикл – оно должно было вступить в силу с сезона 2022/23. 

    Почему букмекеры снижают суммы контрактов

    С 2026 г. для букмекерских контор и тотализаторов вступят в силу новые налоговые нормы: 7% с разницы между ставками и выигрышами и 25% с прибыли. От них будут освобождены только целевые отчисления (ЦО) на развитие спорта, которые в 2026 г. составят 2,25% с выручки. Кроме того, теперь с любого выигрыша будет взиматься НДФЛ. 

    Изначально Минфин предлагал более жесткий вариант – 5% с оборота, оценивая сумму поступлений от отрасли за 2026–2028 гг. в 282 млрд руб. Расчеты базировались на растущих показателях российской беттинг-индустрии. Выручка топ-10 крупнейших букмекеров за 2024 г. увеличилась на 43% – с 1,2 трлн до 1,7 трлн руб., прибыль – на 0,7%, до 92,2 млрд руб. 

    В начале ноября руководители 16 спортивных федераций страны в письме премьер-министру Михаилу Мишустину выразили обеспокоенность, что резкий рост налогов для букмекеров приведет к сокращению ЦО и уменьшению прямых беттинг-контрактов в спорте. Ко второму чтению в Госдуме законопроект был скорректирован. По принятой схеме налоговые поступления в бюджет вырастут с 1 млрд руб. в 2024 г. до 60 млрд в 2026-м, считают в Минфине.

    В ноябре Единый регулятор азартных игр (ЕРАИ) и Единый центр учета и перевода интерактивных ставок (ЕЦУПИС) опубликовали исследование, которое свидетельствует о стагнации в отрасли. Прошлые два года сумма ставок ежеквартально росла, а в 2025-м она снижается от квартала к кварталу в пределах 1%. 

    Всего за январь–сентябрь 2025 г. объем ставок достиг 1,397 трлн руб. и вырос к 2024 г. на 11%, а в этот же период 2024 г. рынок прибавил 50% к 2023-му и составил 1,262 трлн руб.

    На замедление темпов роста повлияла волатильность среднего чека ставки на событие (в пределах 10%) за последние два года, говорится в исследовании. Другая причина стагнации рынка – сокращение количества уникальных игроков: за девять месяцев 2025 г. оно снизилось на 4,1% до 5,38 млн с 5,6 млн человек год в аналогичный период 2024-го.