Саудовские инвесторы вложили $40 млн в коммерческую серию турниров по триатлону
В сезоне-2024 призовой фонд T100 составил рекордные $7 млнСпортивное подразделение Саудовского фонда государственных инвестиций (PIF) – SURJ – завершило раунд финансирования Профессиональной организации триатлонистов (РТО). Инвестиции направлены на развитие серии T100 и расширение ее присутствия на Ближнем Востоке. Агентство Bloomberg уточняет, что вложения SURJ в $40 млн стали частью раунда финансирования серии С (когда компания уже имеет устойчивый интерес у инвесторов и готовится к публичному размещению акций на бирже).
Серию T100 PTO запустила в 2024 г. ради увеличения глобальной привлекательности триатлона. Участники преодолевают 2 км вплавь, 80 км проезжают на велосипеде и завершают этап пробежкой длиной в 18 км. Призовой фонд серии в дебютном сезоне составил $7 млн, это самые большие деньги в профессиональном триатлоне. Победитель каждого этапа получает $25 000, ивенты T100 уже прошли в Сингапуре, Дубае и других крупных городах мира. В сезоне-2025 запланировано девять этапов, три из них уже состоялись. Ближайший намечен на 9 августа в Лондоне.
РТО была создана в 2016 г., заменив Профессиональный союз триатлонистов (PTU). Во главе организации встал американский бизнесмен и триатлонист-любитель Чарльз Адамо, который в интервью Reuters назвал PTU «максимально непонятным органом с устаревшими профсоюзными функциями». Адамо считал, что мировой триатлон должна двигать вперед независимая компания, в которой атлеты не только будут чувствовать себя защищенными, но и смогут иметь долю (по состоянию на август 2025 г. 50% акций РТО принадлежат ее участникам).
При Адамо у РТО появился серьезный инвестор – венчурный валлийский капиталист Майкл Мориц (Forbes оценивает его состояние в $7 млрд). Издание Daily Mail писало, что в 2020 г. Мориц «вложил сумму, которая позволила РТО быстро развиваться». Впоследствии Адамо привлек деньги от американской инвестиционной компании Cordillera Investment Partners, а в 2022 г. договорился о многолетнем телеконтракте с Warner Bros. После успешной сделки с Warner Bros. Адамо оставил управление РТО, передав дела экс-президенту Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP), британцу Крису Кермоду. Выбор на Кермода пал неслучайно – Адамо считал, что с точки зрения устройства именно ATP является близкой к идеалу организацией.
Важный контекст заключается в том, что главной действующей силой в триатлоне по-прежнему является Международный союз триатлона (World Triathlon). Союз курирует в том числе связанные дисциплины, включая дуатлон, акватлон, кросс-триатлон и зимний триатлон. Участие в соревнованиях под эгидой World Triathlon по-прежнему единственный способ квалифицироваться на Олимпийские и Паралимпийские игры. При этом World Triathlon признает серию T100 как официальный чемпионат мира по триатлону на длинные дистанции. Таким образом, PTO и World Triathlon имеют разные функции, но отчасти связаны.
Ситуация в мировом триатлоне напоминает легкую атлетику, где наряду с «Бриллиантовой лигой» под эгидой Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) существует коммерческая лига Grand Slam Track (GST), созданная в 2024 г. легендарным американским спринтером Майклом Джонсоном. В июне 2025 г. GST отчиталась о выручке в $10 млн за три этапа первого сезона.
Созданная в 2023 г. SURJ продолжает диверсифицировать инвестиционный портфель, который уже охватывает футбол 7×7 ( разновидность футбола, созданная для людей с ограниченными возможностями) и американский промоушен смешанных единоборств Professional Fighters League (PFL). Forbes оценивает вложения в PFL в $100 млн.
В сентябре 2024 г., по данным The Financial Times, SURJ выразила заинтересованность в приобретении миноритарной доли баскетбольной Евролиги, которая оценивалась в 1 млрд евро. Отмечалось, что SURJ планирует привлечь к заявке частную инвестиционную компанию General Atlantic. Дополнительное финансирование может помочь Евролиге поддержать потенциальное сотрудничество с Национальной баскетбольной ассоциацией (НБА).