«Со мной не поговорили даже 15 минут». Никита Мазепин рассказал, как остался без «Формулы-1»

Теперь российский гонщик создает фонд помощи спортсменам
Команда «Хаас» расторгла контракт с Никитой Мазепиным /Zuma \ TASS

Российский гонщик Никита Мазепин впервые пообщался с журналистами после расторжения контракта с командой «Формулы-1» «Хаас». 23-летний спортсмен поделился мыслями по поводу своего возможного возвращения в автоспорт и рассказал об открытии фонда помощи спортсменам.

Никита Мазепин – сын российского бизнесмена Дмитрия Мазепина, чье состояние в рейтинге Forbes оценивалось в $800 млн. В прошлом сезоне российский пилот дебютировал в «Формуле-1», заняв последнее, 21-е место в личном зачете. Принадлежащая Мазепину-старшему компания «Уралкалий» вкладывала в команду порядка 20 млн евро в год.

В связи со специальной военной операцией на Украине «Формула-1» отказалась от проведения этапа Гран-при в Сочи. А команда «Хаас» расторгла контракт с Никитой Мазепиным и «Уралкалием», несмотря на то что Международная автомобильная федерация (FIA) разрешила российским и белорусским спортсменам выступления в нейтральном статусе. Прояснить ситуацию Никита Мазепин решил на пресс-конференции.

О событиях на Украине

«Мир сегодня не такой, каким был две недели назад. Для меня и для вас это болезненное время. Те, кто не родился и не живет в России, видит это с одной стороны. Другие видят это с других точек зрения. У меня есть друзья и родственники, которые оказались по обе стороны конфликта. Я не хотел бы делать публичных заявлений о самом конфликте. Неважно, где вы работаете – у вас есть право оставаться нейтральным».

Мазепин напомнил о временах, когда США и СССР поочередно бойкотировали Олимпийские игры 1980 и 1984 гг. в Москве и Лос-Анджелесе. Отказ от участия в соревнованиях он назвал потерей мечты для целого поколения спортсменов. По словам гонщика, спорт важен, чтобы объединять людей.

О создании фонда

«Я хотел бы объявить о создании фонда, который сконцентрируется на помощи спортсменам, потерявшим возможность выступать на высшем уровне. Он будет финансироваться «Уралкалием», средствами, которые изначально предусматривались спонсорским соглашением на сезон. Фонд будет поддерживать спортсменов, которых наказали только из-за их паспортов. Многие рассчитывали на спонсорские контракты по результатам выступлений на Олимпийских играх, например».

Фонд Никиты Мазепина получит название We Сompete As One («Мы соревнуемся в единстве») и в первую очередь поддержит представителей паралимпийских видов спорта, которые не были допущены к соревнованиям в Китае. Спортсменам будет оказана юридическая и психологическая помощь. Гонщик отметил, что название для фонда выбрано в знак поддержки спортсменов, которые были отстранены от соревнований по национальному признаку.

О расторжении договора с «Хаас»

«У команды не было правовых оснований для расторжения договора со мной. Я очень обрадовался, когда FIA разрешила российским и белорусским спортсменам выступления в нейтральном статусе. 5 марта в 11:45 по Москве ситуация изменилась. Я упустил мечту, к которой шел более 20 лет в своей жизни».

Помимо выступлений под нейтральным флагом, Международная автомобильная федерация (FIA) выдвинула дополнительные условия для российских пилотов, которые были готовы к выступлениям в нейтральном статусе. Среди них, например, были ограничения на демонстрацию государственной символики в личных вещах и соцсетях и признание солидарности с гражданами Украины. Мазепин заявил, что не видел смысла вникать в детали, поскольку его контракт был расторгнут.

О том, как был расторгнут контракт

«Я был очень разочарован тем, как все это произошло. Мне сказали, что если FIA позволит мне выступать на их условиях и я соглашусь, то меня не смогут уволить. Я ценил отношения с техническим директором «Хаас» Гюнтером Штайнером. Верил его словам на сто процентов. Я не получил никакой информации от команды. Узнал об увольнении только из пресс-релиза. Мне 23 года. Я не был готов к этому. Не получил ни предпосылок, ни разговоров. Хотя бы 15 минут. Хотя бы сказали мне: «Будь готов».

Никита Мазепин не дождался личного разговора с Гюнтером Штайнером /James Moy Photography / PA Images

Мазепин заявил, что не общался со Штайнером с того момента, как покинул Барселону на третий день тестов. Гонщик выразил разочарование тем, что топ-менеджер не давал никакой информации вплоть до выхода пресс-релиза. Также Мазепин подчеркнул, что готов высказать свое отношение представителям команды только в личном разговоре. Российский пилот назвал настоящим руководителем команды именно Штайнера, подчеркнув, что с американским владельцем Джином Хаасом виделся лишь несколько раз.

О роли Мика Шумахера

«Я не получал никакой информации от команды или своих менеджеров о причинах расторжения контракта. Я в «Формуле-1» не так уж долго, но не так уж и мало, чтобы доверять слухам. Мик не выразил никакого отношения, ни положительного, ни отрицательного. Сказать мне нечего. В таких ситуациях, как моя, каждый человек показывает свой настоящий характер».

Напарник Никиты по «Хаас» Мик Шумахер – сын легендарного пилота «Формулы-1» Михаэля Шумахера. Личный спонсор Мика и партнер «Хаас» – немецкая телекоммуникационная компания 1&1 – потребовала разрыва с «Уралкалием» в ультимативной форме. Об этом сообщал немецкий портал RTL.

О новом пилоте «Хаас»

«Не знаю, кто получит это место. Я знаю меньше, чем вы. Кто бы это место ни занял, надеюсь, они будут в безопасности. Думаю, это будет молодой парень, как я. Могу только пожелать всего хорошего тому пилоту, который займет мое место. Он здесь явно ни при чем».

Во время тестов в Бахрейне за рулем болида будет Пьетро Фиттипальди – резервист «Хаас», ездивший за команду на Гран-при Сахира в 2020 г. При этом Джин Хаас подчеркнул, что команда намерена найти для гонок более опытного пилота.

О поддержке других гонщиков

«Благодарен Серхио Пересу, Валттери Боттасу, Карлосу Сайнсу и Джорджу Расселлу. На длинном пути в «Формуле-1» каждый рисковал потерей возможности выступать, и они поддержали меня в тот момент, когда я остался без мечты и без работы. Просто выражения поддержки. Были опечалены тем, что я потерял место пилота. Они поддержали мои чувства. Никакой политики. Только личные сообщения: «Не унывай».

Пилот отметил, что не получал поддержки от официальных лиц. При этом руководитель «Мерседеса» Тото Вольф заявил, что испытывает двойственные чувства от ухода Мазепина, поскольку гонщик доказал свое мастерство в пилотировании.

Российский гонщик со своим отцом Дмитрием Мазепиным /picture alliance / HOCH ZWEI

О возможности вернуться в «Формулу-1»

«Это не закрытая глава. Буду поддерживать форму. Нацелен только на «Формулу-1». Но я не хотел бы вернуться в то место, где мне не рады. Это опасный вид спорта, и нужно доверять своей команде. Пока у меня такого доверия нет».

Мазепин заявил, что не рассматривал вопрос получения лицензии Азербайджана или других стран, чтобы вернуться в «Формулу-1». Также он подчеркнул, что не хотел бы возвращаться в место, где ему не рады.

О попытках отвлечься от происходящего

«С момента, как со мной расторгли контракт, прошло четыре дня. Как получается отвлекаться? Никак. Я стараюсь вести осознанный образ жизни, замечать вещи, где могу быть полезным. Не собираюсь бросать спорт. Занимаюсь в зале, независимо от выступлений в «Формуле-1».

Мазепин поблагодарил за поддержку своего отца и подписчиков соцсетей. Его посты прокомментировали несколько десятков тысяч человек.