Место под солнцем: кто будет гонять в «Формуле-1» через три года

    И чем недовольны нынешние участники престижных гонок
    Майкл Андретти много лет мечтает о своей команде в «Формуле-1» /Chris Graythen / Getty Images

    Минувшей зимой Международная автомобильная федерация (FIA) поделилась планами по расширению «Формулы-1». В 2026 г. к десяти нынешним командам-участницам смогут присоединиться еще две. Прием заявок должен завершиться уже сегодня. Решение по конкретным командам обещают огласить не позднее 30 июня. «Ведомости. Спорт» рассказывает о главных кандидатах.

    Подать заявку на вступление в «Формулу-1» мог кто угодно. Правда, для этого нужно было заплатить сначала $20 000 и раскрыть всю корпоративную информацию, а потом доплатить еще $300 000 – «за оказание услуг по детальной проверке заявки».   

    В отличие от 2009 г., когда о своем стремлении присоединиться к главной гоночной серии заявили сразу 15 кандидатов, сейчас желающих оказалось не так уж много. Кроме обозначенных выше расходов, потенциальных кандидатов останавливал обязательный взнос – $200 млн (и разговоры о том, что он может увеличиться до $600 млн).   

    «Андретти Каддилак Рейсинг» (США)

    Владелец компании «Андретти Автоспорт» Майкл Андретти давно мечтает вернуться в «Формулу-1». В молодости он гонял за «Макларен» (есть подиум), а два года назад выходил с предложением о покупке на владельцев сразу нескольких команд, среди которых были «Хаас», «Уильямс» и «Альфа Ромео». Дальше всех продвинулись переговоры с боссами «Заубера» («Альфа Ромео» выступает в «Формуле-1» под их лицензией). По информации RaceFans, Андретти был готов выкупить 80% акций компании Islero Investments, чтобы получить контроль над гоночным и инженерным подразделением «Заубера», за $350 млн. Но сделка сорвалась – предложение Андретти показалось потенциальным продавцам слишком скромным. Тогда он решил сосредоточиться на собственной команде и привести ее в «Формулу-1».  

    Главные плюсы заявки. Чтобы подтвердить серьезность намерений, Андретти еще до подачи заявки заложил в американском Фишерсе (это пригород Индианаполиса – местной столицы автогонок) новую базу, даже более масштабную, чем у «Феррари». На строительство выделено порядка $200 млн, ввести в работу ее планируют в 2025 г. 

    Есть у Андретти и пилот – Колтон Херта. К нему давно присматриваются в «королевских гонках» – в 2022 г. он даже был тестовым пилотом «Макларена». И примерно в это же время всерьез обсуждался его трансфер в «Альфа Таури». Но Колтон решил остаться в «Андретти Автоспорт» (и гонять в «Индикаре»). Важная деталь: перспективного американца на протяжении всей карьеры активно поддерживает семья Штайнбреннеров, владеющая бейсбольным «Нью-Йорк Янкис». Это одна из крупнейших спортивных франшиз в мире, стоимость которой, по оценкам Forbes, составляет $7,1 млрд. 

    Наконец, еще один козырь Андретти – заводская поддержка «Кадиллака», а значит, и General Motors, которой принадлежит бренд. 

    Опасения реальных участников «Ф-1». Критики Андретти легко превращают преимущества его заявки в недостатки. Больше всего их смущает внезапный интерес к «Формуле-1» со стороны General Motors, особенно с учетом того, что под видом «Кадиллака» потенциальные новички планируют использовать клиентские моторы одного из действующих производителей (вероятнее всего – «Альпин»). Получается, что приход «Кадиллака» – это маркетинговый ход, как реклама «Астон Мартин» на машинах «Ред Булл». 

    Наличие формульного опыта у главного босса команды и ее потенциального первого пилота тоже не убеждает других участников гонок. Да, команда Андретти – по сути, настоящий автоспортивный концерн. Кроме обозначенного выше «Индикара», она участвует в «Формуле-Е» и гонках на выносливость Extreme E, а еще в австралийских сериях Supercars и Super2, но нигде не считается грандом. 

    И все же главные опасения – финансовые. Шеф «Мерседеса» Тото Вольфф объяснял на одной из пресс-конференций: «За последние 10 лет все команды вложили в развитие «Формулы-1» значительные суммы, счет идет на миллиарды. Если в чемпионат приходит новая команда, ее появление должно также способствовать росту. А как вы докажете, что сможете принести с собой больше денег и общая стоимость серии увеличится?» 

    «Формула равных» (Саудовская Аравия?)

    Основатель и бывший босс команды British American Racing (BAR), которая участвовала в «Формуле-1» с 1995 по 2005 гг., Крейг Поллок занялся разработкой нового проекта еще четыре года назад. А после того, как FIA анонсировала расширение главной гоночной серии, совершенно воспрял духом. Правда, в этом случае вообще все придется создавать с нуля. 

    Крейг Поллок (на фото – слева) с теперь уже бывшим боссом «Формулы-1» Берни Экклстоуном /Bryn Lennon / Getty Images

    Главные плюсы заявки. Многообещающее слово «плюсы» здесь можно смело заменить на другое – «фишки». Их две. Во-первых, по задумке британского бизнесмена, его команда станет первой гендерно равной в автоспорте: 50% работников на всех уровнях будут составлять мужчины, 50% – женщины. Во-вторых, это будет первая команда «Формулы-1» с базой, расположенной за пределами Европы (Поллок уверен, что его потенциальные партнеры из стран Персидского залива справятся со строительством быстрее того же Андретти).   

    Опасения реальных участников «Ф-1». Поллок часто говорит, что на реализацию его проекта нужно много денег (и это действительно так), но при этом никаких действующих договоренностей у него нет. Есть только рассказы об активных переговорах с представителями Саудовской Аравии. Кроме того, девушек, которые способны набрать достаточное количество баллов для получения суперлицензии, чтобы сесть за руль болида «Формулы-1», сейчас попросту нет. А значит, понадобиться дополнительные средства для того, чтобы запустить соответствующие программы обучения. 

    Все попытки FIA поддержать тему гендерного равенства в автоспорте пока оказывались не очень удачными. Так, например, в 2019 г. состоялся дебютный сезон чемпионата W-Series, который за три года существования показал полную экономическую несостоятельность, накопив долгов на 7,5 млн фунтов (около $9,4 млн). 

    «Хайтек» (Великобритания)

    Команда была основана в 2002 г. британцами Деннисом Рашеном и Дэвидом Хейлом. Но с 2015 по 2022 гг. принадлежала семье Мазепиных через менеджера Никиты Оливера Оукса. В прошлом году, по понятным причинам, эти связи были разорваны. 

    У «Хайтек» богатый опыт участия в гоночных сериях. Команда работает в «Формуле-4», «Формуле-3», «Формуле-2», британских и азиатских подразделениях, а еще обслуживала болиды для женской Серии W. Чтобы подняться в «Формулу-1», Оливер Оукс, как и Майкл Андретти, сначала хотел выкупить готовую команду. Выбор пал на «Альфа Таури», вторую команду «Ред Булл». После смерти Дитриха Матешица появились слухи, что концерн хочет оптимизировать свои затраты на «Формулу-1» и всерьез задумывается о продаже не самого успешного актива (только девятое место в Кубке конструкторов по итогам прошлого сезона).  Но переговоры зашли в тупик. «Ред Булл» запрашивал не менее $800 млн – Оукс найти такие деньги не смог (или не захотел). 

    Главные плюсы заявки. Безусловно – опыт. Для Международной автомобильной федерации (FIA) и участников «Формулы-1» «Хайтек» – очень понятная организация. Таким обычно не отказывают. 

    Опасения реальных участников «Ф-1». Нельзя забывать, что сейчас во многом необычные времена. Против Оукса может сыграть многолетнее сотрудничество с Мазепиными. Более того, в мире автогонок вовсю обсуждается, что связь между ними до сих пор не разорвана до конца. Так, Оукс помогал Никите создать команду «99 Рейсинг» для гонок в «Азиатской серии «Ле-Манн». А немецкий AMuS писал, что для реализации своих планов по продвижению в «Ф-1» «Хайтек» заручился поддержкой инвестора из Дубая, недвусмысленно намекая, что это может быть Никита Мазепин. 

    «Пантера Азия» (Китай, но база – в Великобритании)

    Амбициозные планы по вступлению в «Формулу-1» у босса команды (и теперь уже бывшего управляющего директора компании BR Engineering Бориса Ротенберга) Бенжамена Дюрана были еще в 2019 г. В 2020 г., несмотря на коронакризис, он приступил к активным действиям. У команды появилась временная база неподалеку от «Сильверстоуна» и несколько ключевых менеджеров. Дюран рассчитывал, что сможет участвовать в «королевских гонках» уже в сезоне 2022 и рассказывал, как активно идут работы над машиной по части аэродинамического обвеса и поиски инвесторов. С тех пор почти ничего не изменилось. 

    Мик Шумахер может стать пилотом одной из новых команд «Формулы-1». Потенциальный инвестор команды «Пантера Азия» не раз признавался, что хотел бы поддержать гонщика /Zuma / TASS

    Главные плюсы заявки. Интерес к ней со стороны миллиардера из Гонконга Кэлвина Ло. Официального подтверждения о сотрудничестве пока нет, но инсайдеры из мира автогонок не сомневаются, что бизнесмен поддержит азиатский проект. Он сам не раз признавался в любви «Формуле-1», но отмечал, что руководство серии недостаточно внимательно относится к Азии. В этом смысле они похожи с Дюраном. «Все смотрят на Запад – никто не смотрит на Восток. Но следующим рынком для «Ф-1» будут именно Азия и Африка», – любит повторять босс «Пантер».  

    Опасения реальных участников «Ф-1». Команда ушла в тень и за три года почти не продвинулась в том, чтобы соответствовать уровню «королевских гонок». 

    В разное время о своем желании подать заявку на вступление в «Формулу-1» говорили представители индийской команды «Мумбайские соколы», а также автомобильных гигантов «Порше» и «Форд». Но последние быстро передумали, а судьба «Соколов» остается самой загадочной в этой кампании по расширению «королевских гонок».