«Феррари» изменила стратегию развития бренда ради успеха в «Формуле-1»

    В сезоне-2024 пока только итальянская команда всерьез конкурирует с «Ред Булл»
    Болид «Феррари» образца 2024 г. хвалят и пилоты команды, и специалисты, но пока бороться с «Ред Булл» крайне сложно /Zuma / TASS

    «Феррари» – самая старая и титулованная команда «Формулы-1», но чемпионских трофеев ее болельщики не видели уже 16 лет. Отсутствие побед вынудило руководство компании изменить стратегию развития. Благодаря новому топ-менеджменту за «Феррари» в 2025 г. поедет семикратный чемпион «Ф-1» Льюис Хэмилтон, а болид 2023 г. уже доказал способность выигрывать гонки – за четыре этапа 2024 г. на счету «Феррари» победа и пять подиумов, отставание от «Ред Булл» в Кубке конструкторов – лишь 21 очко. А бухгалтерские отчеты материнской компании убеждают, что заводской команде вполне по силам вскоре вернуть себе титулы. 

    Рекордные продажи

    Точкой отсчета новой эпохи в истории итальянского автопроизводителя стал 2018 г. – пост президента «Феррари» занял Джон Элканн, сменив в должности ушедшего из жизни Серджио Маркионне, который возглавлял компанию с 2014-го. 

    47-летний Элканн является избранным (вместо умершего от рака в 33 года Джованни Альберто Аньелли) наследником своего деда, миллиардера Джанни Аньелли, ставшего владельцем «Феррари» в конце 1960-х. По наследству Элканну также достались руководящие посты в концерне Fiat Chrysler Automobiles (в 2021 г. преобразован в корпорацию Stellantis в результате слияния с французской Groupe PSA) и холдинге Exor. Кроме того, Джон владеет контрольным пакетом «Ювентуса». Forbes оценивает состояние Элканна в $2,6 млрд. 

    /EPA

    Под руководством Элканна, получившего менеджерское образование в Туринском политехе, «Феррари» сделала ставку на увеличение ассортимента (c восьми до 15 моделей с 2019 г.), предложив покупателям более доступные автомобили (в актуальном модельном ряду есть две машины дешевле $250 000), а также на расширение географии продаж. Изменилась и маркетинговая политика компании. «Феррари» повысила активность в соцсетях, чтобы привлечь молодую аудиторию, – с 2020 г. количество подписчиков в Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) выросло с 19 млн до 29 млн человек. Также были вложены значительные средства в разработку электрических и гибридных технологий (в бюджете 2022 г. на эти цели было заложено 4,4 млн евро), в исследования по уменьшению вредных выбросов и т. п.

    Все это позволило «Феррари» по итогам 2023 г. второй год подряд отчитаться о рекордной выручке и чистой прибыли. За отчетный период компания продала 13 663 автомобиля, что принесло ей выручку в 5,97 млрд евро при чистой прибыли в 1,26 млрд евро (впервые в истории компании этот показатель превысил 1 млрд евро). По сравнению с 2022 г. выручка «Феррари» выросла на 17%, а чистая прибыль – на 34%. Почти половину проданных в 2023 г. автомобилей составили модели с гибридными двигателями, а в 2024 г. производитель впервые откроет цех по выпуску электромобилей. Ожидается, что выручка «Феррари» в 2024 г. увеличится до 6,5 млрд евро. 

    В январе 2024 г. стало известно, что «Феррари» создаст собственную команду в парусном спорте для участия в океанских гонках. Компания планирует инвестировать в проект 20 млн евро, а управлять брендированной яхтой будет шкипер-рекордсмен Джованни Сольдини – к примеру, в 2013 г. его экипаж преодолел «Золотой маршрут» из Нью-Йорка в Сан-Франциско за 47 дней. «Мы собираемся отправиться в захватывающее путешествие и показать, что «Феррари» – это не только про автогонки, – комментировал старт проекта в парусном спорте Элканн. – Благодаря нашему опыту в инновационных технологиях мы сможем навязать конкуренцию состоявшимся игрокам рынка. Поиски в новой для компании сфере в том числе позволят усовершенствовать технологии, которые применяются в разработке и строительстве спорткаров».

    Первые победы

    К числу спортивных удач «Феррари» под руководством Элканна стоит отнести победу в гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана» летом 2023 г. Итальянская команда вернулась в легендарный марафон спустя 50 лет и сенсационно опередила «Тойоту», которая побеждала пять предыдущих сезонов. 

    Тем не менее в главном авточемпионате – «Формуле-1» – «Феррари» давно не пополняла трофейную полку рекордсмена серии: 15 чемпионских титулов и 16 Кубков конструкторов с 1950 г. Последний раз на вершине «Ф-1» команда была в 2007 г., когда чемпионом мира стал Кими Райкконен, и в 2008-м – в командном зачете. 

    В 2022 г. у «Феррари» были высокие ожидания на прорыв после введения нового технического регламента: у болидов значительно изменилась аэродинамика –чтобы упростить борьбу на трассе, генерирование прижимной силы перенесли с внешнего обвеса на днище автомобилей за счет граунд-эффекта. В начале сезона-2022 казалось, что итальянская команда смогла построить чемпионскую машину – в первых 11 гонках «Феррари» одержала четыре победы. Но ко второй половине чемпионата команда выбыла из борьбы за титул из-за проблем с надежностью, ошибок пилотов, а также роста темпа конкурентов из «Ред Булл» – победителем сезона стал голландец Макс Ферстаппен. 

    К концу 2022 г. в «Феррари» поняли, что настало время кардинальных реформ, а значит – кадровых перестановок. Главной из них стало увольнение руководителя гоночной команды Маттиа Бинотто, проработавшего на посту четыре года, и назначение француза Фредерика Вассера, который с 2019 г. занимал аналогичную должность в «Альфа Ромео» (лучший результат при Вассере – 6-е место в Кубке конструкторов 2022 г.). Обновили и другие важные позиции: к сезону-2023 команда сменила главного стратега, главу отдела по проектированию болидов и спортивного директора.

    Но первый сезон с новым менеджментом не принес резкого улучшения результатов – в 2023 г. «Феррари» выиграла только одну гонку и заняла 3-е место в Кубке конструкторов, уступив «Ред Булл» и «Мерседесу». 

    «Последние несколько сезонов начинаются для болельщиков «Феррари» с волны поддержки любимой команды, которая на тестах демонстрирует чудеса стабильности и скорости, – говорит «Ведомости. Спорту» промоутер автогонок, комментатор и менеджер пилотов Оксана Косаченко. – Но уже после первых двух-трех этапов задор куда-то исчезает. Первой очевидной причиной недостаточно высоких результатов боссы концерна Fiat Chrysler видят неумелых руководителей команды, которых они меняют быстрее, чем блондинка перчатки». 

    За последние 10 лет «Феррари» поменяла руководителей команды в «Ф-1» четыре раза, но Вассер стал первым, кто до назначения не был связан с компанией или ее владельцами. 

    По мнению Косаченко, недавние перестановки в «Феррари» вселяют надежду на успех в будущем. «Опытный Фредерик Вассер – пожалуй, одно из лучших приобретений команды из Маранелло, – добавляет она. – И это объясняется не только его управленческим опытом, но и высококлассным инженерным образованием, позволяющим ему напрямую участвовать в решении многих технических задач». 

    Похоже, к сезону-2024 инженерам удалось подготовить конкурентный болид, исправив ряд проблем – например, неустойчивость к порывам ветра. Оба пилота команды неоднократно отмечали, что машина стала более предсказуемой и управляемой. Кроме того, в нынешнем сезоне у «Феррари» еще не было ни одного схода.

    Чемпион в составе

    Еще одним топовым трансфером при Элканне стало подписание семикратного чемпиона «Формулы-1» Льюиса Хэмилтона, с 2013 г. выступающего за «Мерседес». О том, что британец с 2025 г. заменит в «Феррари» Карлоса Сайнса, стало известно накануне сезона-2024 – редкая практика в мире автогонок. Зарплата Хэмилтона составит 50 млн евро в год, еще столько же он сможет зарабатывать благодаря бонусам и спонсорским соглашениям. 

    Переход Хэмилтона, который не выиграл с «Мерседесом» ни одной гонки за последние два сезона, должен помочь «Феррари» добиваться более стабильных результатов, считает Косаченко. «Команда связывает самые смелые ожидания с приходом яркого титулованного пилота, изголодавшегося по победам, – добавляет она. – Думается, что Хэмилтон способен, как когда-то Михаэль Шумахер, вытянуть «Феррари» на победный пьедестал. Причем, учитывая стабильность британца, появления на подиуме должны стать нормой для итальянского коллектива». 

    Подписание Хэмилтона выглядит важным для «Феррари» не только со спортивной, но и с маркетинговой точки зрения. Один из самых титулованных гонщиков мира известен медийной и благотворительной активностью за пределами трассы. В день объявления о контракте с Хэмилтоном акции «Феррари» выросли на 13%, что увеличило рыночную стоимость компании до $69,12 млрд. Элканн не сомневается в успехе нового сотрудничества: «Я всегда говорил, что Льюис потрясающий гонщик и он много сделал для «Формулы-1». Он присоединится к «Феррари» – это признак того, насколько он верит, что вместе мы сможем делать великие дела». 

    С молодым поколением гонщиков у «Феррари» тоже все в порядке. В марте на этапе в Джидде выбывшего из-за аппендицита Сайнса успешно заменил 18-летний британец Оливер Бермэн, воспитанник гоночной Академии «Феррари». Он стал самым молодым дебютантом в истории команды, третьим в списке самых юных гонщиков в «Формуле-1» и первым за 52 года пилотом, начавшим свой путь в чемпионате в составе «Феррари». Бермэн провел гонку на сложной городской трассе без ошибок и финишировал седьмым (6 очков), победив в голосовании среди болельщиков за звание гонщика дня.  

    На третьем этапе сезона-2024 пилоты «Феррари» уже порадовали болельщиков победой. Сайнс выиграл гонку, воспользовавшись сходом Ферстаппена, а Шарль Леклер занял второе место. Это первый победный дубль «Феррари» с весны 2022-го. Впрочем, пока о претензиях «Феррари» на победу в чемпионате-2024 говорить рано – «Ред Булл» все еще быстрее.