«Перегрузки снижают мышечную работоспособность». Сверхплотный календарь из-за ЧМ — причина травм игроков

    В сезоне 2022/23 у футболистов почти не остается времени на восстановление
    Нападающий сборной Бразилии Неймар получил травму в первом же матче ЧМ-2022 и пока может наблюдать за игрой своей команды только со стороны /Zuma/ TASS

    Чемпионат мира в Катаре впервые проходит в осенне-зимний период, а потому впервые перед турниром у большинства сборных не было традиционного подготовительного периода.

    При стандартном графике в год, когда большой турнир проводится летом, все национальные чемпионаты по требованию Международной федерации футбола (ФИФА) или Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) заканчиваются в начале 20-х чисел мая, а в 10-х числах июня начинается чемпионат мира или Европы.

    В сезоне 2022/23 календарь пришлось перестроить за счет уплотнения осенней части сезона: пауза между последним туром во многих топ-лигах и стартом ЧМ составила всего неделю — еще 12–13 ноября игроки выходили на поле за клубы, а 20-го состоялся первый матч турнира в Катаре. Чуть больше времени получили сборные, попавшие на жеребьевке в последние группы, например, Бразилия и Португалия стартовали 24 ноября. Но все равно это лишь полторы недели вместо традиционных трех.

    Последствия не только в сложностях для тренеров при наигрывании тактических схем, под угрозой еще и здоровье футболистов. Штабам национальных команд, привыкшим работать либо в режиме коротких пауз на матчи сборных, когда на подготовку к отборочным или товарищеским играм не больше двух-трех дней, либо в формате трехнедельных сборов перед крупными турнирами, пришлось разрабатывать отдельную программу под Катар. А футболистам — моментально переключаться в новый режим повышенной ответственности.

    Сумасшедший сезон

    Из-за желания вписать катарский чемпионат мира в календарь, его продолжительность сократили с привычного месяца до 28 дней. Паузы между матчами стали меньше еще и потому, что в Катаре не нужны длинные переезды — по сути, все стадионы расположены в Дохе или вокруг нее, не дальше 50 км от столицы. Но это лишь косвенное облегчение для футболистов.

    Игроки ведущих европейских клубов осенью в очень напряженном графике провели и групповой этап Лиги чемпионов: чтобы вместо стандартного финиша в начале декабря уложиться к началу ноября, игровые дни главного еврокубкового турнира уплотнили. Обычно проводили с паузами в две-три недели, сейчас разместили парами по две недели подряд и свободной неделей между.

    Чем ближе к турниру, тем чаще и жестче о потенциальных проблемах стали высказываться тренеры топ-клубов, откуда на чемпионат мира едет большая часть игроков. Особенно из ведущих команд Английской премьер-лиги (АПЛ), где и так самый напряженный график.

    «Это сумасшедший сезон: игроки не могут отдохнуть и все время оглядываются на чемпионат мира, — говорил главный тренер «Манчестер Сити» Хосеп Гвардиола накануне последнего тура перед паузой на ЧМ-2022. — Они просто не могут не думать об этом — и я на их месте делал бы то же самое. О том, что будет после, лучше и вовсе не думать. Похоже, если игроки сборных будут вне доступа, придется играть парням из академии или клубным физиотерапевтам».

    Тренер «Ливерпуля» Юрген Клопп называл проблему настолько же очевидной, насколько неизбежны будут последствия. Особенно пугало немецкого специалиста, что английский календарь предполагает рестарт клубного сезона через три дня после финала чемпионата мира: например, «Ливерпуль» и «Манчестер Сити» сыграют матч четвертого раунда Кубка английской лиги уже 22 декабря, а в выходные после финала запланирован тур АПЛ.

    Пеп Гвардиола пошутил позже, что против «Ливерпуля» велики шансы увидеть на поле Юргена Клоппа как левого защитника, а его самого — в опорной зоне, в соответствии с их позициями по ходу игровой карьеры. И добавил, что принять участие в матче наверняка смогут только те участники чемпионата мира, кто вылетит после группового этапа.

    Работа вслепую

    Для всех участников чемпионата мира подготовка в такие сжатые сроки — первый опыт, поэтому работу тех, кто проведет турнир наиболее удачно, будут подробно изучать, считает бывший тренер сборной России по физподготовке Владимир Паников. В штабе Станислава Черчесова он работал с командой перед чемпионатом мира-2018 и Евро-2020, а сейчас отвечает за свое направление в венгерском «Ференцвароше», который тренирует Черчесов.

    «Главная сложность — отсутствие игроков в распоряжении тренеров сборной до последнего момента, — объясняет Паников в интервью «Ведомости. Спорту». — Поэтому представителям сборной крайне важно быть на связи с коллегами из клубов, где выступают их футболисты. Например, в «Ференцвароше» было несколько кандидатов в сборные на чемпионат мира, всем им передавали отдельные задания, чаще всего силовые. Ребята оставались после основных тренировок, чтобы их выполнить. Конечно, в клубе свои задачи, но, так как мы сами были тренерами сборной, хорошо понимали, насколько это важно перед большим турниром».

    Когда штаб Черчесова работал в сборной России и не был привязан ни к какому клубу, его сотрудники подробно изучали все показатели футболистов — кандидатов в команду и вели детальные подсчеты — от минут, проведенных на поле, до объемов пробега, рассказывает Паников. Это помогало при встрече с игроками сформировать индивидуальные планы по нагрузкам: кто-то сразу работал по полной программе, кто-то чуть больше отдыхал или заканчивал первые тренировки раньше.

    На то чтобы привести футболистов к единому функциональному состоянию, уходило четыре-пять дней, а дальше начиналась планомерная работа, на которую в привычном графике было около двух недель, — теперь сборные, по сути, могли провести только стартовую часть подготовки, на большее не хватило бы времени, считает экс-тренер сборной России. Он предполагает, что гораздо больший акцент был сделан на подготовительную работу и дополнительные тренировки в клубах.

    «Времени между матчами на чемпионате мира почти нет, там в приоритете восстановление, — продолжает Паников. — Хотя у тренеров есть вариант отойти от принципов полного восстановления и использовать день, который в более спокойном графике был бы посвящен ему целиком, отчасти и для тактической подготовки к следующему сопернику».

    Перед предыдущими большими турнирами, которые проходили летом, игрокам по окончании клубного сезона, как правило, давали по четыре-пять дней отдыха — в первую очередь для психоэмоциональной разгрузки, напоминает Паников. Ведь игроки приезжали в сборные после напряженных развязок национальных чемпионатов.

    Сейчас этот фактор, с одной стороны, может быть не таким значимым, ведь футболистам предстоит еще весенняя часть клубных турниров, предполагает тренер. С другой стороны, добавляет он, уплотненный график еврокубков повлиял в целом на уровень усталости игроков.

    Распределение нагрузки

    По наблюдениям Паникова, на чемпионате мира-2022 чаще случаются рецидивы травм, а не новые повреждения — он связывает это с желанием многих игроков форсировать реабилитацию ради выступления за сборную на крупном турнире.

    Среди примеров — форвард сборной Франции Карим Бензема, который пытался восстановиться к старту турнира от травмы бедра, прибыл в Катар, но снова получил повреждение на тренировке и не смог сыграть за национальную команду. Бразильского защитника Алекса Сандро из-за мышечного повреждения на фоне усталости были вынуждены заменить по ходу матча группового этапа против Швейцарии.

    Сборные Франции и Бразилии среди тех, кто может получить серьезное преимущество перед плей-офф благодаря тому, что обеспечили себе проход в 1/8 финала за тур до конца группового этапа и позволили себе ротацию в последнем матче, не имеющем большого турнирного значения, обращает внимание Паников. Например, у французов в стартовом составе на последнюю групповую игру с Тунисом вышли девять новых футболистов.

    В основном мышечные травмы получают из-за неверной техники или резких движений, говорит «Ведомости. Спорту» врач-терапевт, эксперт медицинского онлайн-сервиса «СберЗдоровье» Алена Хрипкова. Но их риск, частота и тяжесть увеличиваются из-за усталости, переутомления и нарушения сна, добавляет эксперт.

    «От перегрузок снижается мышечная работоспособность. И даже малейшее падение или прыжок могут привести к травме, — поясняет Хрипкова. — Нагрузка на мышцы должна быть сбалансирована. Часто спортсмен даже после очередной стандартной тренировки может почувствовать боль. Это повреждение перенапряжения — усталость мышцы провоцирует боль, что требует отстранения от нагрузок на пять дней и дольше».

    Особенный риск, по словам врача, — хронические мышечные напряжения, которые могут возникать из-за повторяющихся травм, когда мышцы раз за разом получают большую нагрузку за счет одних и тех же движений.

    При этом предсказать травмы, особенно полученные в матчах, почти невозможно, говорит Паников, потому что даже тесты с предельной нагрузкой не могут дать полной картины, так как они кратковременные — а смоделировать, как игрок перенесет нагрузку в 45–60 минут, не говоря о полном матче, практически нереально.

    «Футболисты часто рвутся на поле, хотят играть, даже когда не полностью готовы, — резюмирует Паников. — Но вне зависимости от исходного состояния дальше по турниру проще будет тем, кто более привычен к интенсивной игре в своих чемпионатах. К тому же у тренеров теперь есть возможность делать пять замен. Наверняка в последних матчах группового этапа и даже в играх плей-офф, если счет будет крупным, мы увидим двойные-тройные замены лидеров в начале второго тайма, чтобы дать им передышку».

    Другие материалы в сюжете