Увольнения несогласных и плюс $1,1 млрд дохода за четырехлетие: как Инфантино управляет ФИФА

    Финансовые успехи и жесткая HR-политика против обвинений в коррупции
    Джанни Инфантино возглавил ФИФА в феврале 2016 г. /Сергей Бобылев / ТАСС

    Прошло уже семь лет с момента, как британский комик Саймон Бродкин забросал долларовыми банкнотами бывшего президента Международной федерации футбола (ФИФА) Зеппа Блаттера на пресс-конференции в Цюрихе. Вскоре в организации грянул коррупционный скандал с десятками уголовных дел, но летом 2022 г. главные фигуранты – Блаттер и экс-глава УЕФА Мишель Платини – были оправданы швейцарским судом по делу о мошенничестве, недобросовестном управлении, злоупотреблении доверием и подделке ценных бумаг.  

    Выводы швейцарской прокуратуры подверг сомнению документальный мини-сериал Netflix «Тайны ФИФА», выпущенный 12 ноября. Он рассказывает о превращении некоммерческой организации в многомиллионную корпорацию с коррумпированными управленцами. Возглавивший ФИФА в 2016 г. швейцарец Джанни Инфантино пообещал искоренить коррупцию в федерации и увеличить доходы. Спустя шесть лет можно констатировать – да, денег у организации стало значительно больше, но к чистоплотности руководства по-прежнему есть вопросы. 

    Как босс Adidas Хорст Дасслер зарабатывал на ФИФА 

    Современный футбол – в котором с каждым годом становится все больше денег, но меньше радости, – начался в 1974 г. Прежде ФИФА была хоть и глобальной, но скромной организацией, главной задачей которой было проведение чемпионатов мира. «Когда я стал президентом, в казне ФИФА было не больше $20», – сокрушался ставший главой организации в 1974 г. бразилец Жоао Авеланж. Он взял курс на монетизацию игры и подписал первые крупные контракты – с Coca-Cola и Adidas.  

    Контракт с Coca-Cola на четыре года позволил ФИФА заработать сумасшедшие по тем временам $10 млн, а босс Adidas Хорст Дасслер в результате сделки получил еще больше – огромное влияние. Он убедил Авеланжа предоставить эксклюзивные коммерческие права на все мероприятия ФИФА его компании International Sport and Leisure (ISL). С ее помощью Дасслер успешно продавал футбольный продукт и продвигал нужные ему решения.  

    Благодаря ISL ФИФА превратилась в глобальную корпорацию. И Авеланж неплохо на этом заработал – по данным швейцарской прокуратуры, за 24 года правления бразилец получил откатов от ISL на 14,4 млн фунтов. Одним из посредников между ISL и Авеланжем был будущий президент ФИФА Зепп Блаттер, чье назначение на пост генерального секретаря в 1981 г. лоббировал Дасслер. В конце 1990-х Зепп уже вырос в самостоятельную фигуру и жаждал власти. В 1997 г. он воспользовался скандалом с обнародованием документов о переводе $1 млн Авеланжу от ISL. Ошибка состояла в том, что транш был отправлен не на личный счет Жоао, а на счет в ФИФА. Авеланжа затаскали по судам, а Блаттер спустя год был избран новым президентом.  

    Новый глава ФИФА быстро осознал, что для долгого пребывания у власти ему нужно подружиться с руководителями маленьких стран, ведь при принятии важных решений каждая национальная ассоциация – от Англии до Ямайки – имеет один голос. Так Зепп сблизился с Джеком Уорнером – президент КОНКАКАФ контролировал большинство глав федераций Карибских островов, а это более 30 голосов. В Азии Блаттера поддержал катарский бизнесмен Мохаммед Бин Хаммам, многолетний член исполкома ФИФА, возглавивший в августе 2002 г. Азиатскую футбольную конфедерацию.  

    В итоге в 2002 г. Зеппа переизбрали благодаря $100 000 в конвертах для каждого члена исполкома. Это подтвердили бывший советник Блаттера Гвидо Тоньони и президент сомалийской федерации футбола Фарра Адо.  

    Как Инфантино летал на чужих самолетах  

    Темные делишки Зеппа и его структуры вскрылись в 2015 г., когда швейцарская полиция по запросу ФБР арестовала Блаттера и еще 14 высокопоставленных чиновников ФИФА по подозрению в коррупции. И на смену швейцарцу пришел его соотечественник Джанни Инфантино, который пообещал создать прозрачную вертикаль работы организации. Поначалу казалось, что это правильный человек для реформ – на предвыборный съезд в Кардиффе чиновник прилетел эконом-классом, много говорил о новой эре в ФИФА и методах борьбы с коррупцией.  

    Залогом победы Джанни на выборах стало обещание увеличить прибыль организации в четыре раза и выделить $4 млрд 211 ассоциациям-членам ФИФА с 2016 по 2022 г.. Проект получил название FIFA Forward и пока что выполняется, но сумму скорректировали – с $4 млрд до $2,8 млрд. Отслеживать перечисления по каждой конфедерации и стране можно вот по этой ссылке. Выплаты России к концу 2022 г. должны составить $9,75 млн.   

    Первым делом новый президент озаботился восстановлением репутации организации и объявил о создании Комитета по управлению ФИФА. Этот департамент должен был контролировать работу сотрудников организации на предмет коррупции и иметь полную автономию. Главой комитета был назначен португальский судья, ученый и политик, преподававший в Йельском университете, Мигель Мадуро. «Тогда Инфантино казался мне очень преданным делу, – признался Мадуро в интервью ESPN. – У меня не возникло впечатления, что он коррумпированный человек».  

    Не прошло и полгода, как новый президент оказался под ударом. Die Welt опубликовала расследование, в котором Джанни подозревался в махинациях для победы на президентских выборах. Издание утверждало, что по указанию Инфантино была уничтожена запись заседания исполкома ФИФА. Также швейцарец способствовал уходу Доменико Скалы, бывшего руководителя комитета по аудиту и соблюдению правил ФИФА, который подал в отставку в мае 2016 г. после избрания Инфантино. Но расследование Комитета ФИФА по этике не выявило нарушений.  

    Осенью 2016 г. британские журналисты обратили внимание, что Джанни прилетел в Ватикан на встречу с Папой Римским на частном самолете Dassault Falcon 7X. Бывшим владельцем лайнера была компания USM Holdings российского миллиардера Алишера Усманова, и этого хватило, чтобы задать вопросы Инфантино, ведь Усманов являлся членом попечительского совета оргкомитета ЧМ-2018.  

    В связи с этим возникли подозрения в конфликте интересов. Правила ФИФА четко гласят: «Любой член семьи ФИФА должен проинформировать отдел соблюдения нормативных требований организации в случае, если будет принято приглашение присоединиться к самолету, отличному от самолета, зафрахтованного ФИФА». В случае с перелетами Инфантино этого не произошло. Но Комитет ФИФА по этике снова не нашел нарушений. Инфантино рассказал, что самолет принадлежит его другу-миллионеру Леону Семененко – он летел на вечеринку в Милан и предложил Инфантино подбросить его в Италию. 

    Расследование длилось несколько месяцев, но Джанни был оправдан лишь после увольнения судьи ФИФА по этике Ханса-Йоахима Эккерта, а также главного следователя Корнела Борбели. Следствие не приняло во внимание, что в тот же вечер президент ФИФА вернулся домой в Лозанну тем же бортом.  

    «Косвенные связи между господином Семененко и господином Усмановым были недостаточно тесными, чтобы их можно было рассматривать в свете принципа конфликта интересов», – заключил прокурор ФИФА по этике Роберт Торрес. Помимо этого, комитет отказался начать расследование по факту еще двух перелетов Джанни – на встречу с президентом России Владимиром Путиным в Москву в мае 2017 г., а затем в Катар. Оба рейса осуществляли лайнеры «Газпрома».  

    Как Инфантино защищал Мутко 

    Не меньший скандал вызвала история начала 2017 г., когда переизбрания добивался Виталий Мутко, член Исполкома ФИФА с 2009 г. Инфантино не хотел проблем, но их было две: Мутко только что стал заместителем премьер-министра России, а правила ФИФА не допускают в исполком правительственных чиновников. Проблема номер два – Мутко был замешан в допинговом скандале вокруг Сочи-2014.  

    Глава Комитета по управлению Мадуро наотрез отказался утверждать кандидатуру Мутко, несмотря на настоятельные просьбы президента ФИФА. Проблема решилась просто – за день до полета на очередной конгресс организации в Боготу Мадуро узнал о своем увольнении. Но полномочия Мутко так и не были, в него в Исполком вошел другой россиянин, глава оргкомитета ЧМ-2018 Алексей Сорокин.   

    После увольнения Мадуро трое его коллег из Комитета по управлению в знак протеста подали в отставку. Один из них, Нави Пиллэй, южноафриканский судья и бывший верховный комиссар ООН по правам человека, написал в электронном письме ФИФА, что ассоциация нарушила «стандарты достойного поведения» и оказала «неправомерное влияние», чтобы удержать Мутко на месте. Другой ушедший в отставку член комитета, профессор права Нью-Йоркского университета Джозеф Вейлер, подал официальную жалобу в комитет по этике ФИФА.  

    Джанни Инфантино и Виталий Мутко /Артем Коротаев / ТАСС

    Кроме лоббирования интересов стран, принимающих чемпионаты мира, Инфантино развил бурную деятельность в раскрутке клубного чемпионата мира ФИФА (КЧМ). По задумке президента, на протяжении трех недель за звание лучшей команды мира должны побороться 24 клуба со всех континентов – восемь от Европы, шесть из Южной Америки, по три от Африки, Азии, КОНКАКАФ и одна из Океании. Первый турнир, который сменит Кубок конфедераций, должен был пройти в Китае с 17 июня по 4 июля 2021 г., но вмешались последствия пандемии.  

    Первый турнир в новом формате еще даже не прошел, а Джанни уже анонсировал изменения на будущее. «В клубном чемпионате мира в 2025 г. будут участвовать 32 команды. Этот турнир будет похож на чемпионат мира среди сборных», – отметил Инфантино на пресс-конференции ФИФА накануне финала ЧМ-2022.  

    Как ФИФА наращивает доходы 

    Для продвижения КЧМ Джанни еще в 2018 г. встретился с представителями азиатско-американского консорциума, сделавшего ФИФА очень выгодное предложение. Инвесторы пообещали $25 млрд за проведение турнира в новом формате в течение 12 лет – до 2033 г. Консорциум представляли японская медиакорпорация SoftBank Group, глобальная инвестиционная платформа Centricus и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман.  

    Глава ФИФА и его состоятельные друзья не сомневались в успехе, но Джанни подвели спешка и самодеятельность. Он не имел права вести такие переговоры без одобрения совета, что задело его коллег. В июне 2018 г. конгресс ФИФА проголосовал против сотрудничества с консорциумом: теперь организация вложит в развитие турнира собственные средства. 

    Чтобы заинтересовать клубы, ФИФА пообещала перечислить 75% дохода участникам турнира и 5% национальным конфедерациям. Но Инфантино отказался учитывать мнение УЕФА – европейская организация рассматривает КЧМ как прямого конкурента Лиге чемпионов. Кроме того, ФИФА обратилась к клубам напрямую, не поставив УЕФА в известность о смене формата турнира.  

    В 2020 г. «Ливерпуль», «Ювентус», «Аякс», «Манчестер Юнайтед» и еще 11 топ-клубов заявили ФИФА о бойкоте КЧМ из-за сильно перегруженного международного календаря и планов на создание Суперлиги. В ответ Инфантино использовал тактику угроз – футболисты, которые планируют участвовать в турнирах вне эгиды ФИФА или УЕФА, будут отстранены от участия в чемпионатов мира и Европы. Проект Суперлиги провалился, но сама риторика организации не допускает альтернативного мнения.  

    Футболисты регулярно жалуются на раздутый международный календарь, но в ответ ФИФА предложила проводить чемпионаты мира среди сборных каждые два года – по подсчетам Nielsen, такая периодичность турнира принесет дополнительные $4,4 млрд дохода за первый четырехлетний цикл. «Эти средства будут распределены между 211 ассоциациями-членами ФИФА, – убеждал сомневающихся Инфантино. – Наша цель – помочь сократить разрыв между членами ФИФА и дать как можно большему количеству ассоциаций более реальные шансы выступать на мировой арене».  

    УЕФА с такой аргументацией не согласен – европейские футбольные чиновники заказали оценку у консалтинговой компании Oliver & Ohlbaum. Согласно их анализу, ЧМ раз в два года сократит доходы европейских национальных федераций на 2,5-3 млрд евро за четырехлетний цикл. Вместе с УЕФА против двухлетней цикличности выступила также южноамериканская конфедерация КОНМЕБОЛ. И, похоже, ФИФА отступила. Во время ЧМ-2022 глава отдела глобального развития Арсен Венгер в интервью L’Equipe заявил, что организация отказалась от идеи увеличить периодичность ЧМ. Акцент будет сделан на женский футбол и клубные турниры.  

    Решение увеличить количество участников ЧМ-2026 с 32 до 48 тоже мотивировано стремлением улучшить финансовые показатели. ФИФА заработала $4,8 млрд  за четырехлетие, завершившееся турниром-2014 в Бразилии, следующий цикл (с ЧМ-2018 России) принес $6,4 млрд, а по итогам 2019 – 2022 гг. организация прогнозирует доход в $7,5 млрд. Аппетиты ФИФА и Инфантино растут, как и когда-то у Авеланжа с Блаттером. Пока что Инфантино удается отбиваться от подозрений в коррупции, но его предшественникам тоже казалось, что у них все под контролем.