Сплошное телевидение: кому выгоден новый формат Лиги чемпионов
Количество матчей в еврокубках выросло на 50%, доходы клубов – на 20%В этом году участники 1/8 финала Лиги чемпионов определились позже обычного – некоторым командам для попадания в плей-офф пришлось сыграть 10 матчей вместо привычных шести. В текущем сезоне Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) сильно усложнил регламент, расширив число участников и отказавшись от группового этапа. На изменения пошли в угоду зрелищности. В увеличении числа матчей заинтересованы вещатели, а вот для клубов не все так однозначно. Реформу называют ответом УЕФА на попытки топ-клубов создать альтернативный турнир – Суперлигу. И действительно – призовые теперь считают иначе, но это выгодно именно богатым участникам еврокубков. В Ла Лиге уже предостерегли, что новая схема спровоцирует еще больший дисбаланс в европейском футболе.
Непропорциональный рост
В последние годы футбол развивается преимущественно по экстенсивной модели – матчей на главных турнирах становится больше. Этот тренд дошел и до еврокубков. Сначала – в виде третьего соревнования Лиги конференций (проводят с сезона с 2021/22), а с осени 2024 г. – в виде масштабной реформы всех трех турниров. Общий этап вместо группового, по 36 команд вместо 32. УЕФА следует простой логике: при насыщенном календаре клубы заработают больше. Но организаторы ожидают рост доходов и для себя – по прогнозу, за счет реформы еврокубков УЕФА заработает в сезоне 2024/25 4,8 млрд евро, что на 800 млн евро больше обычного.
Клубы тоже получат больше, но не пропорционально увеличению количества игр. «В 2023-м суммарные выплаты УЕФА составили около 2 млрд евро, а в текущем сезоне – 2,467 млрд, это рост на 20%, – объясняет «Ведомости. Спорту» PhD-кандидат Висконсинского университета и аффилированный сотрудник Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ Арсений Столяров. – При этом количество матчей увеличилось с 125 до 189 – более чем на 50%. Это означает, что каждая отдельная игра приносит меньше средств от УЕФА. Общий рост выплат не успевает за резким увеличением числа матчей».
Столяров добавляет, что недополученную прибыль можно компенсировать за счет матчдэя – после реформы у каждого клуба в календаре появится как минимум еще одна еврокубковая встреча. Правда, это решение актуально только для грандов, которые делают кассу на противостояниях высокого уровня. Более слабые клубы в лучшем случае покроют издержки от проведения самой игры. «Хотя общий объем доходов вырос, он не растет пропорционально числу матчей – эффект положительно сказывается преимущественно на топ-клубах, а для остальных увеличение числа матчей не обеспечивает столь существенного дополнительного дохода», – резюмирует Столяров.
На эту проблему указывает и президент Ла Лиги Хавьер Тебас. «Если так пойдет и дальше, разрыв между участвующими и не участвующими клубами увеличится еще больше, что будет иметь серьезные последствия для национальных лиг, – подчеркнул он в интервью Süddeutsche Zeitung. – Еще одной причиной будет клубный чемпионат мира. Клубы, которые и так получают больше денег, получат еще десятки миллионов евро». Тебас утверждает, что от нового формата страдают и национальные чемпионаты. По его данным, доходы голландской и бельгийской лиг упали на 20%, а итальянской – на 10%.
Сложный расчет
УЕФА пересмотрел не только размер призовых в Лиге чемпионов, но и структуру распределения выплат. Как и прежде, клубы получают деньги за участие и результаты. Каждому досталось по 18,62 млн евро за попадание в основную сетку (раньше платили по 15,64 млн). За победу на основном этапе полагалось по 2,1 млн, а за ничью – 700 000. Выплаты уменьшились, в прошлом сезоне клубы получали 2,8 млн и 933 000, соответственно. Также УЕФА предусмотрел бонусы за итоговый результат на основном этапе: «Ливерпуль» стал первым и заработал 9,9 млн, каждый последующий клуб получил меньше с шагом в 275 000. Отдельная статья призовых – за выход в следующую стадию. Участники стыкового раунда обогатились на миллион евро каждый, а 1/8 финала – на 11 млн.
Но главное изменение касается выплат из маркетингового пула, который в документах УЕФА теперь называется Value Pillar (буквально – «столп ценностей»). Этот компонент состоит из двух частей – «европейской» и «неевропейской». Во втором случае все просто: доходы клубов зависят от их позиции в рейтинге УЕФА (сейчас в нем лидируют «Реал», «Бавария» и «Манчестер Сити»), где учитывают результаты команды за 10 лет. Клубы получат свою долю доходов УЕФА от продажи ТВ-прав на рынке за пределами континента.
В «европейской части» суммы будут явно больше, но и разобраться в этой схеме намного сложнее. Организаторы учитывают пятилетний клубный рейтинг (в топе – «Манчестер Сити», «Бавария» и «Реал») и рейтинг телевизионного рынка. УЕФА в разных странах по-разному зарабатывает на ТВ-правах на еврокубки. Те рынки, которые приносят более весомый доход от трансляций (топ-3 – Франция, Англия и Германия), котируются выше. То есть ПСЖ, «Лилль», «Монако» и «Брест» лидируют в этом рейтинге с учетом ценности ТВ-пакета (места между клубами из одной страны распределяются по результатам их выступлений в еврокубках последних лет). Затем идут участники Лиги чемпионов от Англии – «Ман Сити» – «Ливерпуль» – «Арсенал» – «Астон Вилла». Далее – немецкие клубы и т. д.
В зависимости от позиции в рейтинге каждому участнику начисляются баллы. Они суммируются с баллами клубного рейтинга, после чего распределяются деньги по «европейской части» Value Pillar. Разница между топом и аутсайдером будет существенной – в теории лидер может заработать в 36 раз больше худшего клуба.
УЕФА пока не публиковал итоговую схему распределения доходов. «Манчестер Сити» с учетом «европейской» и «неевропейской» частей получит по меньшей мере 45,44 млн евро. И это при том что команда Пепа Гвардиолы с трудом просочилась в стыковой раунд (и вылетела из турнира). Минимальная выплата в 3,2 млн досталась австрийскому «Штурму». Новая схема выгодна в первую очередь топ-клубам, которые получают намного больше денег за счет высоких показателей ТВ-рынка.
«Реформа приведет к еще большему расслоению в европейском футболе, – считает Столяров. – Новая система фактически ограждает пятерку топ-лиг от внешней конкуренции благодаря еще более неравномерному распределению доходов от трансляций и предсказуемости результатов на длинном групповом этапе».
Также перемены в еврокубках закрепляют сложившуюся в последние 15 лет практику, когда многомиллионные инвестиции в футбол достаются прежде всего клубам топ-лиг. Команды из других европейских чемпионатов становятся еще менее привлекательными для потенциальных вложений, потому что их там сложнее отбить даже при успешном выступлении в еврокубках. «УЕФА явно намекает: добиться успеха проще, если купить среднюю команду в сильнейшей лиге», – добавляет Столяров.
Реакция аудитории
Новый формат еврокубков может обеспечить более высокую прибыль от продажи ТВ-прав: по данным The Times, в УЕФА надеются на рост доходов от вещателей на 40% – с 3,5 млрд до 5 млрд евро в год. За последние годы организация заключила лишь один крупный телеконтракт – с американской платформой Paramount+. С 2024-го она платит УЕФА $250 млн в год (раньше рынок США приносил $100 млн за сезон).
Компенсировать затраты вещателей должен рост аудитории – за счет большего числа матчей и необычного формата, призванного взбодрить привыкшего к прошлому регламенту болельщика. Пока опубликованы лишь предварительные и довольно скупые отчеты. Например, по данным Streams Сharts, одна только жеребьевка основного этапа поставила рекорд в онлайне – на всех площадках ее вживую посмотрело 1,5 млн человек. А британский вещатель TNT отрапортовал, что все матчи последнего тура (они шли в одно время) собрали рекордные для сезона 4,785 млн просмотров.
В России оценивать аудиторию Лиги чемпионов сложно. С нынешнего розыгрыша еврокубки показывает не общедоступный «Матч ТВ», а Okko (по данным РБК, сервис заплатил за права 30–35 млн евро за сезон). Теперь встречи транслируют только онлайн и за деньги, поэтому вряд ли аудитория выросла. Как рассказали «Ведомости. Спорту» в Okko, самые просматриваемые матчи общего этапа – это противостояния грандов: «Ливерпуль» – «Реал» (27 ноября), «Барселона» – «Бавария» (23 октября) и «Реал» – «Боруссия» (22 октября).
Точные данные по аудитории этих матчей Okko дать отказался. «Мы позитивно смотрим на новый формат еврокубков, – говорит «Ведомости. Спорту» руководитель спортивного направления Okko Олег Манжа. – В результате реформы увеличилось количество команд – участниц общего этапа, а значит, выросло и число матчей. От тура к туру аудитория Лиги чемпионов в Okko демонстрировала положительную динамику. Топовые трансляции в новом сезоне собирают в четыре раза больше уникальных зрителей, чем в прошлом году».
Определенным вызовом для вещателей стал восьмой тур, когда все 18 матчей начинались в одно время. Okko транслировал их также в формате мультикаста, когда комментаторы переключаются между играми в прямом эфире и показывают главные моменты. По словам Манжи, аудитории такой подход понравился – мультикаст смотрело больше зрителей, чем отдельную трансляцию самого популярного матча решающего дня основного этапа Лиги чемпионов.