Штрафы и отстранения: как мировой футбол воспитывает толерантность

    ФИФА ужесточила наказания за проявления расизма
    Футбол давно борется с расизмом пропагандистскими методами, а теперь ФИФА решила ужесточить наказания за проявления нетерпимости
    Футбол давно борется с расизмом пропагандистскими методами, а теперь ФИФА решила ужесточить наказания за проявления нетерпимости /IMAGO / PRiME Media Images / ТАСС

    Проблему расизма пытались решить в футболе много лет – социальной рекламой и тематическими акциями, но теперь, похоже, настало время более жестких мер. В середине мая Международная федерация футбола (ФИФА) обновила Дисциплинарный регламент. В документе подробнее расписали санкции в отношении игроков, тренеров и болельщиков, которые оскорбляют участников матча из-за их расы. Правила заметно ужесточились: максимальный штраф за подобные инциденты вырос в 100 раз – до 5 млн швейцарских франков (около 5,35 млн евро). Изменилась процедура остановки матчей: если раньше судьи могли досрочно увести команды с поля по своему усмотрению, то теперь процедура прописана в регламенте. Также ФИФА оставляет за собой право вмешиваться в дела, связанные с расистскими оскорблениями, если местные органы не стали проводить расследование или серьезно наказывать виновных.

    Штраф и запрет

    Штраф в 5 млн франков – беспрецедентный для ФИФА. Ни за одно другое нарушение не предусмотрена такая крупная сумма. Например, в 2024 г. Федерацию футбола Экваториальной Гвинеи оштрафовали на 150 000 за участие в отборе на ЧМ-2026 игрока, сменившего спортивное гражданство с нарушением правил. А клубы «Париж» и «Анже» в 2021-м были оштрафованы на 30 000 каждый за неправильный трансфер футболиста. За расизм в прежнем регламенте полагались похожие денежные санкции: от 20 000 франков – для игроков, 30 000 – для тренеров, прочих официальных лиц и клубов. Кроме штрафов, футболистам полагалась дисквалификация минимум на 10 матчей, хотя на практике ее сокращали. Клубу также грозило техническое поражение, снятие очков и матчи без зрителей. Федерации могли наказать еще строже. К примеру, расистские кричалки на матче ЧМ-2022 со Швейцарией для Футбольной ассоциации Сербии обернулись штрафом в 50 000. А после турнира сборная провела одну домашнюю игру с частично закрытыми трибунами.

    Но ФИФА явно недовольна тем, что скандалы на почве ксенофобии до сих пор случаются, – теперь предельный штраф вырос до 5 млн, а срок дисквалификации остался неизменным. «Раз ФИФА ввела такие жесткие санкции, значит, она видит, что проблема не решается, – отметил в интервью «Ведомости. Спорту» управляющий партнер юридической группы «Клевер консалт» Андрей Сидоренко. – Как мне кажется, именно длительное отстранение от матчей могло бы навести порядок в этой сфере. Что касается штрафов, то есть большая разница между линейкой штрафов от нуля до 5 млн и просто взысканием в 5 млн». Если регламент нарушил футболист или официальное лицо, то его накажут персонально – штраф придется платить из своего кармана. Болельщиков, как и прежде, будут наказывать через клуб или федерацию. Отдельным фанатам грозит запрет на посещение матчей, а если в стране приняты соответствующие законы – административное или даже уголовное дело.

    В России обычно клубы отделываются относительно небольшими штрафами и закрытием трибун. В 2018-м «Спартак» был оштрафован на 100 000 руб., а фанатская трибуна была закрыта на один матч Кубка России за уханье в адрес темнокожего игрока «Тосно» Нуну Роши. А в марте 2025-го «Факел» должен был заплатить 1 млн и провести матч без зрителей из-за расистских выкриков болельщиков в адрес игроков «Зенита». Фанатам также грозит наказание по ст. 282 Уголовного кодекса РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», но громких дел в отношении ультрас в России не было.

    «Дисциплинарный кодекс ФИФА распространяется и на болельщиков, но доказать, что с трибуны кричат оскорбления в адрес футболиста, сложно или практически нереально, а самое главное – очень трудно установить виновное в таких выкриках лицо, – говорит Сидоренко. – Тем более когда болельщики начинают скандировать какие-то речевки расистского толка. В этом случае, как правило, наказывается клуб, чьи болельщики это допустили». Свежих данных по таким нарушениям в российском футболе нет. В преддверии ЧМ-2018 организация FARE (Football Against Racism in Europe) составила отчет, согласно которому в России сократилось число инцидентов, связанных с дискриминацией. Во всех лигах в сезоне 2017/18 зафиксировали 80 случаев. Российский футбольный союз (РФС) статистику не ведет. Известно, что в 2022–2024 гг. он оштрафовал клубы за разные дисциплинарные нарушения (в том числе за расизм) на общую сумму в 78,8 млн руб., но разбивку по категориям не представили.

    Стоп, игра

    Сейчас любой игрок, подвергшийся расистским оскорблениям, может сообщить об этом с помощью специального жеста – скрестить руки и поднять над головой. Его внедрили год назад, но за это время он пока не стал массовым, хотя расистских скандалов в футболе хватает. Нерешенной остается другая проблема – как доказать, что такой инцидент действительно произошел? «Во время игры не так просто зафиксировать проявление расизма со стороны игрока, – объясняет Сидоренко. – Хотя если оскорбление замечает судья, то с большой вероятностью ему поверят больше, чем игроку. Правда, если другие игроки не подтвердят факт оскорбления, маловероятно, что виновного привлекут к ответственности».

    Важное изменение в регламенте ФИФА – новая процедура досрочной остановки матчей. Прежде все было на усмотрение главного арбитра. Теперь он должен следовать алгоритму: после расистского инцидента – предупредить, что встреча может быть прервана, а если оскорбления продолжаются, приостановить матч. После возобновления достаточно одного инцидента, чтобы окончательно увести команды с поля. Поправки в регламенте должны быть учтены в дисциплинарных кодексах федераций, но в какие сроки – не сообщается. Возможно, поправки примут к началу нового сезона. ФИФА оставляет за собой право вмешиваться в дела о расизме, если считает наказание слишком мягким. Для этого она должна будет подать иск в Спортивный арбитражный суд в Лозанне. Штрафы, которые будут выписаны по линии ФИФА, вероятно, пополнят бюджеты программ по борьбе с расизмом. Год назад организация объявила, что будет продвигать образовательные инициативы и работать с правительствами, чтобы сделать обстановку на стадионе и в обществе боле терпимой.

    Психология ненависти

    Среди тех, кто регулярно становится объектом расистских нападок, – нападающий «Реала» Винисиус. Один из самых громких эпизодов случился в 2023 г. в матче против «Валенсии». Форвард указал судье на болельщиков, оскорбивших его, – и в итоге трое получили восемь месяцев тюремного заключения за преступления на почве ненависти. Это стало первым подобным приговором в Испании.

    Винисиус уделяет повышенное внимание проблеме расизма – в 2023-м ему за это даже вручили премию Сократеса. Кроме того, он возглавляет специальный комитет ФИФА по борьбе с расизмом. При этом к Винисиусу тоже немало претензий. Некоторые болельщики обвиняют его в несдержанности, провокациях и слишком эмоциональном поведении.

    Впрочем, спортивный психолог Татьяна Свидлова подчеркивает, что не каждый игрок может и должен контролировать себя, услышав оскорбление в разгар матча. «Состояние футболиста можно сравнить с кипящей кастрюлей, – объясняет она «Ведомости. Спорту». – И если он сдерживает эмоции, услышав оскорбление, то не просто накрывает ее крышкой, но и привинчивает ее, чтобы она не взорвалась. Но энергия нагнетается, она никуда не уйдет. И выдержит ли организм? Эта нагрузка бьет по нервной и сердечно-сосудистой системе. Лучше выбрать внешнее проявление, а не упаковывать эмоции в себе». При этом Свидлова считает, что спортсмен может со временем научиться управлять своим поведением. Работу с эмоциями она сравнивает с тренировками: хороший футболист не только оттачивает удары и передачи, но и развивает самообладание через работу с психологом.

    Провокационное поведение футболистов Свидлова связывает в том числе с ростом стресса во время матча. «Организм вырабатывает гормон кортизол, который требует активных и чаще всего агрессивных действий, в которые вкладывается все тело, – добавляет психолог. – Оскорбления звучат не как ласковая песенка – это царапающие звуки. Футболист ощущает звуковую волну, которая как расческа проходит по всей нервной системе».

    Корни расизма

    Инциденты, связанные с дискриминацией по цвету кожи или по национальности, сопровождают европейский футбол уже много лет – и это объяснимо, считает Свидлова. «Проблему расизма разбирают с точки зрения антропологии, – говорит психолог. – Я, к примеру, делала мастер-класс для футбольного «Спартака», где много говорила о делении людей на стаи, лежащем в основе выживания человечества. Люди выжили, потому что научились отделять своих от чужих. И тут нам помогли сенсорные системы – чужих определяли по запаху или оттенку кожи». Свидлова называет толерантность высшим уровнем взаимодействия людей, и достичь ее можно через воспитание. Неприятие к чужакам заложено в человеке на генетическом уровне – чтобы избавиться от этого чувства, придется приложить усилия.

    Для футбола деление на стаи очень актуально, ведь игра строится на соперничестве команд. Цвета клубов тут имеют огромное значение. Неудивительно, что зародившееся в Британии в 1960–1970-е фанатское движение строилось на этом антагонизме. А с появлением в чемпионате страны темнокожих игроков усилился расовый компонент. Особенно острой проблема стала в Англии в 1980-е. Одна из самых обсуждаемых историй того десятилетия – нападки на форварда «Вест Бромвича» и «Ковентри» Сирилла Реджиса. Он родился во Французской Гвиане, но всю карьеру провел в Англии. Фанаты соперников много лет преследовали и оскорбляли игрока из-за цвета кожи – сравнивали Сирилла с обезьяной, бросали бананы на поле и устраивали шумные акции. А перед дебютом за сборную Англии ультрас прислали Сириллу по почте пулю с запиской: «Если выйдешь на «Уэмбли», получишь одну из них в колено». Реджис не сдался и сыграл за национальную команду.

    В 1980-е добиться справедливости было почти невозможно, но история Сирилла подняла вопрос о терпимости на стадионах. В 1991-м парламент проголосовал за «Акт о преступлениях в футболе». Документ в том числе запрещал расистские и оскорбительные выкрики и жесты. В качестве наказаний суды стали выписывать фанатам футбольные запретительные ордера (FBO). Болельщик может получить его или за правонарушение на матче, или по заявлению полиции – если есть доказательства участия в насилии или беспорядках, связанных с футболом. Акт работает до сих пор. К началу сезона 2024/25 в Англии и Уэльсе действовало 2172 FBO – это на 34% больше по сравнению с предыдущим годом. По ходу чемпионата 2023/24 было выдано 825 новых ордеров – это максимум с 2011 г. При этом FBO выдают не только за нарушения на почве расизма. В статистике учтены насилие, выход на поле, беспорядки и т. п. Проявления расизма – в категории «Другое», на нее приходится 15% всех FBO, выданных в сезоне 2023/24. Это меньше, чем за насилие (19%).

    При этом АПЛ по-прежнему признает проблему расизма и борется с ним не только штрафами и недопуском на стадионы, но и через программу Kick It Out («Выбей это»). Проект существует с начала 1990-х, проводит семинары для игроков и тренеров, а также принимает жалобы о дискриминации в футболе. В сезоне 2023/24 Kick It Out получила рекордные 1332 обращения по всем профессиональным и любительским лигам Англии. Это на 32% больше, чем годом ранее. Большинство инцидентов связано с расизмом, но также зафиксирован рост случаев сексизма и религиозной нетерпимости.