Сеть баров, ресторан и линейка именных вин: Игорь Ларионов успешен не только в хоккее

    Бизнес-проекты тренера нижегородского «Торпедо»
    У Игоря Ларионова сразу несколько успешных бизнесов /Петр Ковалев / ТАСС

    Бывший хоккеист Игорь Ларионов, двукратный олимпийский чемпион (1984, 1988) и трехкратный обладатель Кубка Стэнли (1997, 1998, 2002), быстро стал одним из самых заметных российских тренеров. С 2019 г. он работал на разных позициях в сборной – молодежной и главной, а в новом сезоне впервые сотрудничает с клубом: руководит нижегородским «Торпедо», впечатляя и зрелищной игрой команды, и яркими пресс-конференциями. И дело не только в произнесенных словах. В сентябре, например, Ларионов вышел к журналистам с контейнером овощей и говорил про «зеленый вектор» в питании команды, а в октябре принес коробочку малины.

    «Малина снимает стресс, – объяснял тогда 61-летний Ларионов. – Бокал хорошего красного вина был бы лучше, но после игры очень сложно получить удовольствие от этого напитка. Поэтому малина заменяет. И малина наша, нижегородская, поэтому я очень рад, что она находится у нас на столе, у ребят. Дает возможность прийти в себя после напряженного матча».

    В этих поступках символично пересекаются две важные для Ларионова темы, сопутствующие хоккею: параллельно он занимается ресторанным и винным бизнесом. 

    Винная страсть

    После суперуспешной игровой карьеры с победами во всех главных турнирах – Олимпиаде, чемпионате мира, Кубке Стэнли – Игорь Ларионов недолго работал на менеджерской должности в петербургском СКА, затем сосредоточился на агентской деятельности, комментировал хоккей на ТВ и развивал бизнес, никак не связанный с хоккеем.

    В 2002 г. еще как игрок Ларионов занялся виноделием. Тогда он запустил в США IL Triple Overtime Wine Company, отразив в названии один из самых известных сейчас, а на тот момент свежий эпизод из карьеры. Форвард «Детройт Ред Уингз» забросил решающую шайбу в третьем овертайме третьего матча финальной серии 2002 г. с «Каролиной Харрикейнз». Благодаря тому голу «Детройт» вышел вперед в серии, хотя проиграл дома первый матч, а затем выиграл еще два – итого четыре победы подряд принесли клубу Кубок Стэнли.

    Ларионов забивал в третьем овертайме в 41 год, став на тот момент самым возрастным в истории автором победного гола в овертайме финальной серии. Вполне логично, что после 40, хоть еще и не собирался заканчивать карьеру, хоккеист занялся бизнесом, способным обеспечивать его после хоккея.

    На старте он вложил $1 млн, ему принадлежало 60% компании, позже партнер из винной индустрии вышел из проекта, а Ларионов в интервью «Ведомостям» в феврале 2020 г. говорил, что заработанного «хватает, чтобы, как говорят в Америке, платить по счетам».

    Он пояснял, что после первых нескольких лет производства сменил стиль вин – с американского на тот, что ближе к французским, которые ему нравятся больше. И добавлял, что после выхода партнера из проекта продает вина только в России.

    Вина Larionov богатые и экспрессивные, одновременно сдержанные и понятные, а в целом представляют собой идеальный баланс качества и цены, говорит «Ведомости. Спорту» Анатолий Корнеев, вице-президент Simplе Group, которая занимается продажей вин Игоря Ларионова.

    «Ларионов страстно увлечен созданием вин, – рассказывает Корнеев. – Как говорит он сам: «хоккей – моя жизнь, а вино – моя страсть». В коллекции Larionov представлены вина из США и Австралии, хотя сейчас поставки из этих стран в Россию временно приостановлены. Надеемся, вскоре ситуация изменится».

    Сам Ларионов пояснял в интервью Simple Wine News, что ему важно делать вина, отражающие местность, а не манипуляции винодела: «Да, мне больше нравится европейский стиль, но в калифорнийском вине должен быть американский акцент – вино не должно терять свою национальность. Российский винный рынок и тогда, и сейчас был загружен Францией, Италией и Испанией. Новый Свет, к сожалению, был плохо представлен. Мне захотелось это исправить, показать, на что способны вина Австралии, захотелось разбить стереотипы о них».

    Анатолий Корнеев уточняет для «Ведомости. Спорта», что всплеск популярности пришелся на 2020 г., когда запустилось сотрудничество c Simple Group, – тот год стал самым успешным для вин Larionov c точки зрения продаж, в том числе из-за дополнительного спроса на них, спровоцированного дефицитом.

    «Сыграла роль ограниченность предложения, – подчеркивает Корнеев. – Виноделие – живой и подвижный процесс, который напрямую зависит от климатических изменений, погодных условий и других природных факторов. На протяжении нескольких лет в Калифорнии случались пожары в винодельческих зонах, когда производство вин естественным образом было лимитированным. Поскольку Игорь с особым вниманием относится к качеству винограда и процессу виноделия, в условиях дефицита винограда снизились объемы производства его вин».

    В Simple признают, что само по себе имя Игоря Ларионова, хоть и привлекает к вину дополнительное внимание, по значимости для успешных продаж уступает, собственно, качеству продукции.

    Растущая сеть

    В ресторанном бизнесе Ларионов не так давно. Свое первое заведение он открыл в октябре 2017 г. в Москве, сейчас в сети Larionov Restaurant и четыре гриль-бара Larionov Grill & Bar, последний на данный момент начал работу в мае 2022 г. В декабре 2018 г. под тем же брендом по франшизе открывался гриль-бар в Санкт-Петербурге, но сейчас он закрыт.

    Вовлечение Игоря Ларионова в управленческие процессы естественным образом постепенно снижалось: сначала – когда он в сентябре 2019 г. стал советником Романа Ротенберга (как главы штаба сборной России по хоккею), в декабре вошел в штаб молодежной сборной России, а в июне возглавил ее, затем с мая 2022 г. – когда стал главным тренером «Торпедо» и переехал в Нижний Новгород.

    В сети ресторанов отмечают, что хоккейная активность Ларионова не повлияла на развитие проекта – благодаря его работе в тандеме с шеф-поваром Михаилом Кощеевым, работающим в ресторанной сфере с 16 лет и известным по московским заведениям «Пушкинъ», «Пробка на Цветном», Bottega Ventuno и др.

    К тому же благодаря календарю матчей Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) и наличию сразу пяти клубов КХЛ, играющих в Москве и Московской области (ЦСКА, «Динамо» и «Спартак» в городе, «Витязь» и китайский «Куньлунь» – временно – в области), есть возможность регулярно бывать в заведениях сети, говорит «Ведомости. Спорту» Игорь Ларионов.

    «Достаточно часто я приезжаю в Москву со своей командой и перед каждым матчем или после него посещаю Larionov Grill & Bar, чтобы обсудить текущие задачи и накормить команду вкусным обедом от шеф-повара», – рассказывает тренер «Торпедо».

    Разработкой меню, внедрением сезонных блюд, формированием концепции в ресторане и в четырех гриль-барах занимается бренд-шеф; организация работы сети лежит на одном управляющем, а все ключевые решения согласовывают лично с Ларионовым, уточняют для «Ведомости. Спорта» в компании.

    «В Larionov Grill & Bar частые гости – близкие друзья Игоря Николаевича, что подчеркивает его вовлеченность и заинтересованность в проекте», – говорит «Ведомости. Спорту» шеф-повар сети Михаил Кощеев.

    Он рассказывает, что в октябре 2022 г. гриль-бары усилили в позиционировании как места для хоккейной аудитории: объявили их штаб-квартирой хоккея в Москве и запустили хоккейное меню «ЛХЛ» – Ларионовская хоккейная лига. При этом в Larionov Restaurant концепция другая: заведение ориентировано на деловые встречи, а также семейные обеды и ужины.

    В сети не скрывают, что столкнулись с проблемами в период пандемии. Особенно потому, что в некоторых локациях целевая аудитория – офисные сотрудники перешли на удаленную работу и это сказалось на экономических показателях. Выжить тогда удалось, как и многим в индустрии, благодаря акценту на доставку. 

    «Сейчас все постоянные гости вернулись, ресторан и гриль-бары экономически успешны, а сторонние факторы не оказывают негативного влияния», – резюмирует Кощеев.

    В сети анонсируют, что в Москве планируется запуск новых проектов Ларионова: пока не раскрывают деталей, но уточняют – в каждой новой точке собираются реализовать уникальные концепции, не похожие на другие заведения.