От куртки из одеяла до подушек безопасности: как менялась горнолыжная форма

    Совершенствованию экипировки способствовали модельеры, инженеры и даже стоматолог
    В 30-е годы XX века горнолыжники выступали в штанах и кофтах из овечьей шерсти /wikimedia

    С сезона 2024/25 Международная федерация лыжного спорта (FIS) меняет требования к экипировке горнолыжников в скоростных дисциплинах: спортсменов обяжут использовать комбинезоны со встроенными воздушными подушками безопасности. У этой инициативы есть как сторонники, так и противники. Трехкратный олимпийский чемпион Маттиас Майер уже несколько лет сотрудничает с итальянской компанией Dainese, которая одной из первых внедрила в свои костюмы подобную систему, срабатывающую при падении. В 2015 г. Майер потерял равновесие на одном из поворотов трассы Кубка мира в Валь-Гардене и неудачно упал, ударившись спиной о склон. Тот сезон для него закончился досрочно из-за перелома грудных позвонков, но именно сработавшая система безопасности помогла спортсмену избежать более серьезных травм. А вот завершивший карьеру чемпион мира Феликс Нойройтер считает нововведение бесполезным. «Эта подушка безопасности в основном защищает верхнюю часть тела», – объяснял он в интервью. С той же целью горнолыжники еще с 1994 г. используют специальный протектор для спины, позаимствованный из мотогонок. А главной проблемой остается защита ног: по статистике FIS, с 2006 по 2019 г. на этапах Кубка мира и Европы горнолыжники получили 1083 травмы – из которых 447 пришлись на колени. 

    Вероятно, технологии со временем доберутся и до этой части тела. Ведь еще 90 лет назад, когда горнолыжный спорт дебютировал на Олимпиаде-1936, спортсмены вообще выступали в штанах и кофтах из овечьей шерсти. 

    Военные тренды

    Первые упоминания о развлекательных спусках на лыжах с горы относятся к правлению короля Норвегии Харальда Сурового (середина XI в.). Постепенно это занятие стало забавой скандинавской знати, а затем обязательной дисциплиной в норвежской армии. Военные проводили соревнования по преодолению препятствий во время спуска, сопровождающегося стрельбой. Формат спортивного состязания горные лыжи получили во второй половине XIX в.: в 1868 г. в Осло прошел первый турнир, который выиграл Сондре Норхейм – пионер современного лыжного спорта. 

    До 1920-х специализированной экипировки для горнолыжников не было. Драйвером развития направления стало открытие горных курортов (Шамони, Валь-д’Изер – Франция, Санкт-Мориц – Швейцария), а также первая зимняя Олимпиада-1924. Крупные производители одежды, в том числе бренды уровня Burberry, начали разрабатывать специальные горнолыжные костюмы – модные, но водонепроницаемые. Большое влияние на экипировку оказала военная униформа времен Первой мировой войны. На склонах появились широкие утепленные штаны-бриджи, внизу заправляющиеся в гетры, чтобы внутрь не попадал снег, а также массивные короткие куртки, вдохновленные формой пилотов, – они не мешали двигаться, но смягчали удар при падении на снег. С развитием горнолыжной экипировки свободу удобно одеваться для катания получили и женщины, хотя еще в начале XX в. дамы выходили на склон в длинных юбках. А уже в 1928 г. на обложке журнала Vogue появился рисунок горнолыжницы в брючном комбинезоне. 

    Куртка из одеяла

    В 1936 г. произошло сразу два значимых для развития горнолыжного спорта события. Во-первых, он дебютировал на IV зимней Олимпиаде в немецком Гармиш-Партенкирхене и стал первой лыжной дисциплиной, в которой к участию в Играх допустили женщин. А во-вторых, в том же году американец Эдди Бауэр изготовил первую модель пуховой куртки. Идею ему подсказал дядя, который во время Русско-японской войны наблюдал, как солдаты набивали свою форму гусиным пухом, чтобы спастись от холода.

    Но на спортивный рынок пуховики вывел другой американец – Клаус Обермейер, работавший инструктором на горнолыжном склоне. По легенде, после холодного рабочего дня он нежился в кровати под тонким, но теплым пуховым одеялом и его осенила идея – сшить из него куртку. Результат оказался ошеломительным: тонкая стеганая крутка защищала от мороза и не сковывала движения. С 1947 г. Обермейер сначала дома, а позже на собственной фабрике стал изготавливать куртки и запустил бренд Sport Obermeyer, который стал популярным у горнолыжников.  

    На счету Обермейера не только верхняя одежда. Согласно своему принципу «сделать катание на лыжах безопаснее и веселее» он также разработал ски-стоп – элемент крепления, чтобы затормозить, если лыжа отстегнулась во время катания; а еще солнцезащитный крем для горнолыжников и очки с зеркальными линзами. 

    Узоры высшего пилотажа

    Другое важное имя в истории горнолыжной моды – итальянский дизайнер Эмилио Пуччи. В юности он занимался спортом и даже выступал на Олимпиаде-1932 в лыжных гонках. Во время Второй мировой войны Пуччи был пилотом итальянских ВВС, а в 1944 г. помог бежать в Швейцарию старшей дочери Бенито Муссолини – Эдде, чей муж Галеаццо Чиано считался возможным преемником диктатора, но выступил против него и был расстрелян. 

    После окончания войны Эмилио увлекся дизайном одежды, и в 1947 г. на швейцарских склонах фотограф модного журнала Harper’s Bazaar заметил девушку в костюме его авторства. Спустя год коллекция лыжной одежды Пуччи появилась на страницах глянца и произвела фурор. Яркие узорчатые принты, эластичные ткани и идея цельного костюма, который лучше сохраняет тепло и защищает от ветра, быстро покорили горнолыжный мир. Эмилио Пуччи же на спорте не остановился, а создал дом высокой моды и стал одевать знаменитостей. В числе почитателей его стиля Софи Лорен, Жаклин Кеннеди и Мадонна. А настоящая фанатка дизайнера Мэрилин Монро была даже похоронена в зеленом платье от Пуччи. 

    Сейчас горнолыжные костюмы выглядят максимально привлекательно /EPA

    С шиком-блеском

    1960-е предложили горнолыжникам комбинезоны из эластичного спандекса. В фильме «Шарада» (1963 г.) героиня Одри Хепберн появляется на зимнем курорте в подобном коричневом костюме с капюшоном, свои аналогичные горнолыжные коллекции выпускают Dior и Hermes. Но комбинезоны становятся не только меткой благополучия горнолыжной публики. Прежде всего облегающая экипировка помогает развиваться профессиональному спорту: она уменьшает сопротивление воздуха на высоких скоростях и повышает управляемость в слаломных дисциплинах.  

    Амбассадором спандекса и иконой стиля среди спортсменов 1960-х стал француз Жан-Клод Килли. Трехкратный олимпийский чемпион 1968 г. появлялся на обложках журналов, рекламируя добродушной улыбкой не только удобную горнолыжную экипировку, но и популярные бренды из повседневной жизни. В спонсорском портфеле Килли значились соглашения с Chevrolet, American Express и United Airlines, а в коммерческих поездках по США его сопровождал репортер Хантер Томпсон (будущий автор «Страха и отвращения в Лас-Вегасе»). Итогом его наблюдений за звездой стала статья для журнала Scanlan’s «Искушения Жан-Клода Килли», где журналист описал, как спортсмен, не желавший себя коммерциализировать, попадает в кабалу рекламных контрактов. 

    Методом ошибок

    Значительные изменения в экипировке горнолыжников происходили каждое десятилетие. Так, к концу 1960-х кожаные ботинки были полностью вытеснены пластиковыми, а инженеры Билл и Роберт Горы, отец и сын, благодаря казусу во время исследовательского опыта получили водонепроницаемый дышащий материал Gore-Tex. Их компания W. L. Gore (годовой доход в 2022 г. – $4,8 млрд) сотрудничала с предприятиями медицинской и космической промышленности, и во время испытаний по растяжению твердого тефлона Гор-младший резко дернул нагретый материал, за счет чего тот растянулся на 800% (вместо типичных 10%), образовав мембранную структуру, состоящую примерно на 70% из воздуха. Поры мембраны были в 20 000 раз меньше капель воды, но в 700 раз больше молекул водяного пара, что позволило новому материалу не пропускать влагу снаружи, но выпускать испарения изнутри. 

    В 1972 г. из нового материала впервые сделали одежду, а в 1976 г. запустили его в массовое производство. Именно Gore-Tex совершил еще одну революцию в одежде для активного отдыха, в том числе горнолыжного: материал не только сохранял тепло, но и выводил наружу конденсат от пота.  

    Большой шаг для человечества

    Еще одним важным изобретением для рынка горнолыжной экипировки стали «лунные ботинки». В 1969 г. весь мир наблюдал, как Нил Армстронг сделал первый в истории человечества шаг по поверхности Луны. Вдохновившись этим событием, итальянский бизнесмен и дизайнер горнолыжной обуви Джанкарло Занатта разработал и представил общественности теплую мягкую обувь, в которой можно было расслабиться после целого дня на склоне в жестких тесных горнолыжных ботинках. 

    Внешне Moon Boot напоминали ботинки Армстронга, а для их создания бренд Tecnica, принадлежащий семье Занатта, использовал непромокаемые синтетические материалы. Унисекс-модель сразу покорила горнолыжное сообщество и пользуется популярностью (причем не только на склонах) до сих пор. К 2020 г. с начала производства было продано 45 млн пар, и Moon Boot даже включили в сотню символов дизайна XX в. на специальной выставке в Лувре. 

    Мастер на все руки

    Постепенно совершенствовались и средства безопасности для горнолыжников. До 1965 г. для защиты глаз использовали солнцезащитные очки, которые пропускали снег и быстро запотевали. Любовь американского стоматолога Роберта Смита к горнолыжным спускам и желание сделать катание более комфортным привели его к идее создания специальной маски. Используя стоматологические инструменты, в домашних условиях Смит сконструировал первую в мире лыжную маску с двойным стеклом и дышащей пеной в вентиляционных отверстиях, что позволило замедлить запотевание. 

    Первые маски Боб продавал прямо на склонах, порой за билет на подъемник, а впоследствии запатентовал изобретение и основал компанию Smith Sport Optics. В 1996 г. итальянская компания Safilo выкупила 87% бизнеса Смита за $22 млн, доведя позже свою долю до 95%. 

    Тренд на экологичность

    Вскоре горнолыжные костюмы и аксессуары стали не только показателем статуса на любительских курортах, но и элементом самовыражения в профессиональном спорте. Яркие дизайны стали появляться с 1980-х, когда в моду вошли флуоресцентные, неоновые цвета, а бренды начали украшать комбинезоны отличительными элементами. Так, компания Spyder, экипировавшая Томи Мо (олимпийского чемпиона 1994 г.) и ЭйДжея Кита (бронзового призера чемпионата мира 1993 г. и участника четырех Олимпиад), размещала на своих костюмах узоры из паутин на ярком фоне.

    Современные лыжники используют комбинезоны для выражения социальной позиции. В 2023 г. сборная США выступала на чемпионате мира в костюмах бренда Kappa, призывающих обратить внимание на проблему защиты окружающей среды. Во-первых, использованный материал был произведен на экологичной фабрике в Италии. А во-вторых, на костюмах были изображены айсберги, отколовшиеся от ледников из-за глобального потепления. Причиной акции стала отмена части соревнований сезона из-за аномально высоких температур и отсутствия снега на горнолыжных курортах.  

    Другие же компании продвигают экологичность иначе. Так, Stellar Equipment отказался от создания ежегодных коллекций, чтобы не провоцировать лыжников покупать новую экипировку лишь из-за смены тенденций. «Мы меняем продукт, только если находим инновационный материал или разрабатываем улучшенный дизайн. Два наших бестселлера – куртка Stellar Shell и сверхлегкий пуховик – не менялись с 2015 по 2021 г. Их версии 2.0 – это результат семилетних опытов и отзывов тысяч пользователей», – говорится на сайте компании.

    Другие материалы в сюжете