Сноуборд захватывает Олимпиаду: больше медалей, больше экстрима, больше молодых чемпионов

А самый богатый, популярный и титулованный по-прежнему 35-летний американец Шон Уайт
Шон Уайт /Getty Images

Сноуборд появился в программе Олимпиад в 1998 г. в японском Нагано. Тогда медали разыгрывали только в двух дисциплинах: хафпайп (исполнение трюков в снежном желобе) и гигантский слалом. Спустя шесть Олимпиад для сноубордистов зарезервировано уже 11 комплектов. Для сравнения: за то же время в лыжных гонках на Играх добавилось лишь два медальных старта (теперь их 12). Причина особой лояльности к сноуборду – стремление МОК привлечь внимание молодой аудитории, которой нравятся динамичные и экстремальные соревнования.  

Слалом, контактная борьбы и экстрим 

По сравнению с Пхенчханом-2018 в Пекине-2022 у сноубордистов появился новый медальный вид – командные смешанные соревнования в сноуборд-кроссе. Это одна из самых травмоопасных дисциплин: в каждом заезде участвуют до шести спортсменов, которые несутся по довольно узкой трассе (но не менее 30 м) с крутыми поворотами и трамплинами. Борьба получается настолько контактной, что не всегда спортсменам удается устоять – так на Играх-2018 серебряный призер Сочи-2014 Николай Олюнин упал в полуфинале.  

Командный вариант сноуборд-кросса подразумевает заезд-эстафету с участием двух спортсменов от страны: второй стартует, как только первый пересекает финишную линию. На каждый спуск выходят по четыре команды. В Пекине дебютирует смешанная версия дисциплины, то есть в парах будут представлены спортсмены обоих полов. 

Для России в сноуборде гораздо успешнее – в копилке четыре олимпийские медали (в том числе два золота) – слаломные дисциплины: спортсмены на параллельных друг другу (и максимально похожих) трассах выясняют, кто спустится быстрее. В Сочи-2014 в этом виде программы разыгрывали два комплекта наград, но в Пхенчхане место параллельного слалома занял трюковой биг-эйр.  

В Пекин команда Олимпийского комитета России (ОКР) ехала с обоснованными надеждами на медали в гигантском параллельном слаломе: в состав вернулся двукратный чемпион Сочи-2014 Вик Уайлд (американец, с 2012 г. выступающий за Россию), а также четыре призера чемпионатов мира, в том числе победители ЧМ-2021 Дмитрий Логинов и София Надыршина. 35-летний Уайлд обыграл молодого Логинова в 1/8 финала и в итоге взял бронзу. Надыршина, прилетевшая в Пекин накануне соревнований из-за карантина, тоже не прошла дальше 1/8-й. 

По количеству медальных комплектов трюковые дисциплины в сноуборде обгоняют гоночные. К «старичку» хафпайпу, в котором на Играх соревнуются уже почти четверть века, за две прошлые Олимпиады добавились слоупстайл (преодоление трассы с выполнением акробатических элементов на перилах, трамплинах, пирамидах и других фигурах) и биг-эйр (исполнение сложных трюков в прыжке после разгона с большого трамплина). Именно такие зрелищные дисциплины собирают на Играх популярных в молодежной среде атлетов, которые способны привлечь внимание новой аудитории, обычно предпочитающей другие развлечения, к Олимпиадам. У пяти самых востребованных в Инстаграме сноубордистов суммарно более 4,6 млн подписчиков, что для зимних видов спорта очень много. 

Миллениал и поколение Z 

Лидером по количеству подписчиков (1,8 млн) является, конечно, трехкратный олимпийский чемпион в хафпайпе Шон Уайт. В Пекине он выступит уже на пятой Олимпиаде подряд. Один из самых титулованных экстремальщиков (на его счету 15 побед в X Games), 35-летний Шон давно стал символом сноубординга: «Быть ​​на вершине спорта, который постоянно меняется, в течение такого количества времени, сложная задача. Это дело всей моей жизни», – объяснил он Forbes.  

В 2018 г. Уайт был самым высокооплачиваемым участником Олимпиады. Тогда его ежегодный доход составлял $8 млн. Учитывая отсутствие на Играх-2022 хоккеистов из НХЛ, Шон, чье состояние благодаря нескольким успешным бизнес-проектам оценивают в $60 млн, сохранит за собой этот статус. Харизматичный Уайт – любимец рекламодателей. За карьеру он успел посотрудничать с Red Bull, GoPro (экшн-камеры), Beats by Dre (наушники), Oakley (очки и экипировка) и другими брендами. Еще одним многолетним партнером Уайта был производитель сноубордов и экипировки Burton, контракт с которым ежегодно приносил спортсмену около $2 млн. Но после Игр-2018 эти отношения завершились, а к Олимпиаде в Пекине Уайт запустил собственный бренд досок Whitespace. Пока в продажу поступило только 50 эксклюзивных сноубордов по $1500 каждый – и их мгновенно раскупили. Но надпись «coming» на официальном сайте обещает скорое поступление в продажу новой партии, а возможно, и расширение линейки товаров. Отличительной дизайнерской чертой собственного бренда Уайт сделал белую полоску вдоль всей доски: «Для меня это не только ассоциация с моей фамилией, но и символ свободного пространства в сноубординге, которое каждый имеет возможность заполнить, придумав новый трюк или став лучшим в мире райдером», – рассказал он в интервью Forbes.   

Кроме того, недавно Уайт поучаствовал в финансировании перспективного стартапа – приложения Masters для онлайн-тренировок с популярными спортсменами. Причем Шон не только вложился деньгами (всего проект собрал $2,7 млн инвестиций), но  записал для приложения свой тренировочный курс. 

Для 21-летней американки Хлое Ким Пекин-2022 станет второй Олимпиадой. В Пхенчхане-2018 она выиграла золото, став самой юной олимпийской чемпионкой в своей дисциплине. За четыре года она успела сменить экипировочного спонсора с Burton на Roxy и уже разработала капсульную коллекцию одежды с новым партнером. Кроме того, юная сноубордистка стала участницей американского аналога шоу «Маска» (конкурсанты в костюмах, скрывающих их внешность, исполняют песни). В маркетинговом портфолио Хлое контракты с Monster Energy (энергетические напитки), Oakley, Nike, Breitling (часы), Grubhub (сервис по доставке еды) и Toyota. На Рождество 2021 г. японский автопроизводитель подарил сноубордистке внедорожник 4Runner, стартовая цена которого больше $37 000.  

В команду Toyota входят еще два участника Пекина-2022 Марк Макморрис и Ред Джерард. Марк — канадский бронзовый призер двух предыдущих Олимпиад в слоупстайле. Причем в Пхенчхане-2018 он взял бронзу меньше чем через год после серьезного падения во время спуска, в результате которого он сломал 17 костей.  

Американец Ред Джерард, как и Ким, выиграл первое олимпийское золото в 2018 году в 17 лет. «Я вырос, наблюдая за Dew Tour и X Games, а не за Олимпиадой. Только после победы я понял, насколько это был большой этап и как сильно он повлияет на мою жизнь», – признался он в одном из интервью после Пхенчхана-2018.

Джерарда многие видят «преемником» Шона Уайта на вершине сноуборд-иерархии, когда тот завершит свою карьеру. На счету Реда пока нет связки наград X Games, зато есть контракты с солидными брендами вроде Mountain Dew (напитки) и Quiksilver (экипировка). А производитель бордов Burton вообще начал сотрудничество с Джерардом, когда тому было 11. И все же маркетинг-аналитик Боб Дорфман из Baker Street Advertising сомневается: «Трудно представить, что Джерард станет следующим Уайтом, лицом экстремальных видов спорта… Но смелый рекламодатель может рискнуть и оформить долгосрочную сделку, так как вознаграждение намного перевешивает риски».  

Другие материалы в сюжете