Старейшая команда веломногодневки «Тур де Франс» сменила собственника
Новый владелец пообещал увеличить финансирование почти в 1,5 раза к 2026 году«Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.
Старейшая действующая французская профессиональная шоссейная велокоманда Decathlon AG2R La Mondiale (основана в 1992 г.), на счету которой 31 заезд в престижной веломногодневке «Тур де Франс», сменила собственника. Поддерживавшая команду на протяжении 28 лет страховая компания AG2R La Mondiale продала свой пакет акций партнеру – компании Decathlon, специализирующейся на разработке, производстве и розничной торговле спортивными товарами. О сделке, коммерческие подробности которой не разглашаются, было объявлено в разгар нынешней гонки «Тур де Франс», отмечает L’Équipe.
Новый бюджет – $47 млн в год
В прошлом сезоне бюджет Decathlon AG2R La Mondiale находился на отметке в $33 млн, новый владелец пообещал к 2026 г. увеличить финансирование до $47 млн. Это позволит команде приблизиться к бюджетам лидеров современного велоспорта.
В последние несколько лет в Гранд-туре доминировали лишь несколько команд, включая UAE Team Emirates (ОАЭ), за которую выступает фаворит «Тур де Франс»-2025 Тадей Погачар, а также Visma-Lease a Bike (Нидерланды) во главе с Йонасом Вингегором. Эти две команды выиграли девять из последних 12 титулов Мирового тура, что неудивительно, учитывая их финансовые возможности. По данным журнала Bicycling Magazine, бюджет команды из ОАЭ оценивается примерно в $60 млн, а у конкурентов он «едва превышает $50 млн». Средний бюджет коллектива Мирового тура составляет около $33 млн.
«Сделка отражает стратегическое намерение компании закрепиться в элите велоспорта, – заявила Sportico директор по работе с клиентами Decathlon Селин Дель Женес. – Мы хотим формировать будущее этого вида спорта, а не просто спонсировать его настоящее».
Ожидается, что в следующем сезоне к Decathlon присоединятся не менее 10 новых гонщиков, утверждают Cyclingnews. Руководство команды планирует создать мощный и долгосрочный проект вокруг талантливого молодого гонщика Поля Сейшаса. В 2024 г. в возрасте 17 лет он завоевал золотую награду и радужную майку чемпиона мира по велоспорту, выиграв индивидуальную гонку с раздельным стартом среди юниоров. Поль стал единственным, кто развил среднюю скорость выше 53 км/ч.
Менеджер команды Доминик Серейс подтвердил участие Decathlon в проекте ONE Cycling, направленном на реорганизацию профессионального велоспорта и создание новых источников дохода для команд. В частности, от трансляций велогонок и маркетинговых прав на изображения спортсменов. По мнению Серейса, члены индустрии недостаточно ясно осознают, что их соперниками являются не другие команды, а другие спортивные мероприятия.
В настоящее время инвестиционная компания, принадлежащая государственному фонду Саудовской Аравии (PIF), ведет переговоры о выделении 250 млн евро на поддержку этого проекта и учреждение новой велолиги. Несколько команд, присоединившихся к проекту, рассматривают ONE Cycling как шанс отвоевать у организаторов велогонок контроль над доходами и изменить баланс сил в этом виде спорта.
3,5 млрд болельщиков
В последние годы компания Decathlon активно инвестировала в профессиональный велоспорт, запустив бренд Van Rysel, специализирующийся на разработке и производстве велосипедов и велоинвентаря (шоссейных, гравийных и триатлонных).
«В 2024 г. мы были на шестом месте в рейтинге Международного союза велосипедистов (UCI), а теперь хотим добиться большего, стать суперкомандой и войти в пятерку лучших», – воодушевлен Серейс, чья команда в сезоне-2025 года одержала 16 побед и 46 раз финишировала на подиуме. Амбициозное руководство Decathlon рассчитывает стать первой с 1990 г. французской командой, выигравшей «Тур де Франс».
«Тур де Франс» в 112-й раз стартовала 5 июля в Лилле. 184 гонщикам из 23 команд предстоит преодолеть 3338 км, гонка финиширует 27 июля в Париже. Общий призовой фонд по сравнению с прошлым сезоном увеличился на 270 000 евро и составил более 2,57 млн евро. Победитель гонки станет богаче на 500 000 евро, занявший второе место заработает 200 000 евро, третье – 100 000 евро.
По данным французской новостной теле- и радиосети BFM TV, ежегодный доход «Тур де Франс» оценивается в 150–200 млн евро. Порядка 60% приходится на выручку от продажи телеправ, еще 25% приносят спонсоры и 15% составляют отчисления от принимающих этапы городов. Прибыль от мероприятия оценивается в 25–30 млн евро в год.
В 2025 г. «Тур де Франс» установил новый рекорд по количеству спонсоров – 48. Основными партнерами гонки на протяжении нескольких десятилетий являются автоконцерн Skoda, бренд автомобильных шин Continental, сеть гипермаркетов E. Leclerc, банк LCL и салоны оптики Krys.
Для спонсоров очень важен предваряющий каждый этап «рекламный караван». За три часа до гонки автомобили с логотипами брендов следуют по маршруту и раздают подарки болельщикам – ежегодно количество таких сувениров составляет около 15 млн. Организаторы утверждают, что общая мировая аудитория «Тур де Франс» ежегодно привлекает внимание 3,5 млрд фанатов из 190 стран.