Как главный лузер «Джиро д’Италии» 1951 года построил успешный велобренд

    История Джованни Пинарелло – последнего обладателя «черной майки» итальянского Гранд-тура
    Фаусто Бертольо принес бренду Pinarello первый значимый успех, выиграв в 1975 г. «Джиро д’Италия» на велосипеде этой марки
    Фаусто Бертольо принес бренду Pinarello первый значимый успех, выиграв в 1975 г. «Джиро д’Италия» на велосипеде этой марки /René Milanese / CICLI PINARELLO SRL

    Действующим победителем «Джиро д’Италия» является словенец Тадей Погачар из UAE Team Emirates. Несмотря на то что он трехкратный чемпион «Тур де Франс» (и дважды был вторым в генеральной классификации), на итальянском «мейджоре» он дебютировал лишь в 2024 г. 19 из 21 этапа он проехал в розовой майке лидера и финишировал с отрывом почти в 10 минут. Последним, 142-м, в общем зачете многодневки оказался француз Алан Риу. Сейчас этот «результат» никак не отмечается, а вот в первые годы после Второй мировой войны на «Джиро д’Италия» для главного аутсайдера была предусмотрена черная майка.

    Некоторые нетоповые велосипедисты охотились за статусом лузера, так как он привлекал внимание публики, спонсоров и даже финансово вознаграждался организаторами многодневки. Последним обладателем «черной майки», в 1951 г., стал итальянец Джованни Пинарелло, основатель легендарного велобренда Pinarello. Бизнес он запустил на полученные за последнее место призовые и денежную компенсацию от команды, уволившей гонщика за неудовлетворительный результат.

    Борьба за проигрыш

    Решение учредить новый приз для общего зачета – первому гонщику с конца – организаторы «Джиро д’Италия» приняли в год возвращения многодневки после окончания Второй мировой войны: с 1941 по 1945 г. гонка не проводилась. Черный цвет выбрали в честь футболиста Джузеппе Тикоццелли. В 1926 г. он участвовал в многодневке, выступая в черной форме своей футбольной команды «Казале», но сошел на одном из этапов – его сбил мотоциклист. Первой звездой «черной майки» стал итальянец Луиджи Малаброкка, финишировавший последним в 1946 и 1947 гг. Луиджи умело пользовался сочувствием зрителей. Добродушные домохозяйки, выходившие на обочины поглазеть на гонку, жертвовали отстающему еду, вещи и даже деньги. Таким образом, к концу многодневки Малаброкка оказывался богаче лидеров. По словам гонщика, в 1946 г. он заработал 280 000 итальянских лир, в то время как за попадание в топ-10 платили 250 000 лир.

    Финиш последним стал отдельным соревнованием. Во второй половине 1940-х Малаброкка не раз сражался с Санте Каролло: чтобы уступить друг другу, они задерживались в барах по дороге, прокалывали себе шины и прятались в сараях. Но важно было соблюсти временной регламент – иначе велосипедиста могли снять с гонки и все старания обнулялись. В 1949 г. Каролло все-таки удалось добиться заветного последнего места, хотя на последнем этапе Малаброкка совершил трюк – надолго спрятался в стоге сена, и судьи решили, что тот сошел с гонки и отправился домой.

    Последний герой

    Джованни Пинарелло стал обладателем памятной «черной майки» «Джиро д’Италия» в 1951 г. В профессиональный велоспорт он включился по современным меркам достаточно поздно – в 25 лет. Будучи восьмым из 12 детей в семье, он рано стал самостоятельным. В 15 лет ушел из школы и устроился подмастерьем на фабрике Paglianti, где делали велосипеды, мопеды и мотороллеры.  

    За время профессиональной карьеры он становился призером почетных гонок «Джиро делле Доломити» и «Рома – Наполи – Рома», но войти в топ на «Джиро д’Италия» у него так и не получилось, хотя он помогал своим партнерам по команде в борьбе за лидерство. И все же Пинарелло вписал свое имя в историю гонки, успев завоевать «черную майку» в последний год ее существования. Организаторы решили упразднить сомнительный приз с 1952 г. – в ответ на протесты гонщиков.

    Многие велосипедисты считали, что «битва лузеров» не соответствует духу настоящего соревнования, как и тот факт, что худший зарабатывает больше, чем занявший шестое место в общем зачете. «Победа в гонке за «черной майкой» была почти как второе место», – вспоминал Пинарелло. А свидетели рассказывали, что во время круга почета после финиша гонки Джованни предложил победителю многодневки Фьоренцо Маньи обменяться майками, намекая на его работу в профашистской милиции в годы войны – из-за цвета униформы сотрудников называли «чернорубашечниками». Маньи, конечно же, отказался, а публика больше приветствовала проигравшего Пинарелло, чем чемпиона с подпорченной репутацией.

    Вклад в будущее

    Став обладателем «черной майки», Пинарелло планировал продолжить карьеру гонщика и даже был заявлен на «Джиро д’Италия» 1952 г. Но незадолго до старта его команда Bottecchia заполучила нового велосипедиста Паскуале Форнара – в 1952-м он выиграет один из этапов «Джиро», а в 1953-м войдет в топ-3 общего зачета. Пинарелло указали на выход, заплатив компенсацию в 100 000 итальянских лир (около 2000 евро на 2025 г. с учетом инфляции).

    Новую команду Пинарелло найти не удалось – и в 31 год гонщик покинул профессиональный спорт. Он не отчаялся, не растратил полученные за «черную майку» призовые и компенсацию, а вложил их в дело. В родном Тревизо Пинарелло открыл веломагазин Cicli Pinarello, который позже стал мастерской, где бывший гонщик начал создавать новые модели. А чтобы сделать свои велосипеды лучше, Джованни сотрудничал с местными любительскими командами.

    Первый международный успех к молодому бренду пришел в 1961 г., когда Гвидо Де Россо – уроженец Тревизо – выиграл на Pinarello французско-итальянскую многодневку «Тур дель Порвенир».

    Третий элемент

    В 1972 г. Pinarello начали сотрудничать с командой Jollj Ceramica, которая недавно дебютировала в профессиональных гонках. И хотя гонщикам Jollj не хватало опыта, в 1975 г. Фаусто Бертольо – даже не лидер той команды – сенсационно выиграл «Джиро д’Италия», принеся Pinarello первый значительный титул.

    Большой успех пришел к Pinarello в 1980-х. В 1981 г. Джованни Баттаглини сделал «дубль», выиграв за 1,5 месяца две статусные многодневки: «Джиро» и испанскую «Вуэльту». Причем в Италии он победил только на одном из 22, но важном этапе – именно благодаря находкам инженеров Pinarello. Они снабдили систему шатунов велосипеда Баттаглини дополнительной третьей звездой на 36 зубьев, что было тогда редкостью. Именно это позволило гонщику уйти от соперников на горном этапе и увеличить отрыв в общем зачете, который по итогам всей многодневки составил лишь 38 секунд от второго места.

    Бренд воспользовался двойным триумфом Баттаглини и в 1982 г. выпустил в продажу модель Tre Cime (по названию горного массива на победном этапе «Джиро»), которая воспроизводила велосипед чемпиона – только без тройной системы шатунов.

    Опыт «Формулы-1»

    Настоящую славу Pinarello в мире шоссейных велогонок принесло сотрудничество с испанской командой Reynolds, спонсором которой была компания – производитель алюминия и металлоизделий. В 1988 г. Педро Дельгадо выиграл первый для велобренда «Тур де Франс». А с 1991 по 1997 г. чемпионами французского «Тура» становились только гонщики на велосипедах Pinarello.

    «Это было невероятное время, казалось, что мы создаем будущее», – вспоминал сын Джованни Фаусто Пинарелло, отмечая важную роль инженера Марко Джиачи, работавшего до Pinarello на команду «Ламборгини» в «Формуле-1». «Велосипед Espada был спроектирован в аэродинамической трубе и изготовлен из углеродного волокна, – рассказывал Фаусто. – Технология, которую мы использовали, никогда не применялась в велоспорте, но у Джиачи хватило интуиции привнести ее в наш мир».

    Инновационность модели Espada заключалась в легкости и одновременной прочности, а также повышенной аэродинамичности. Особое внимание было уделено дизайну: яркая рама необычной формы делала велосипед заметным среди конкурентов. Стоимость только материалов для создания рамы составляла $5000, не считая производственных затрат. И все это было сделано эксклюзивно для главной звезды велоспорта 1990-х – испанца Мигеля Индурайна, который на Pinarello выиграл пять подряд «Тур де Франс», два «Джиро д’Италия» и Олимпийские игры 1996 г.

    В 1994 г. Индурайн установил на Espada мировой рекорд, проехав за один час 53 км. Этот результат стал символом перехода к «технологичной эре», когда велосипед стал играть такую же важную роль, как и гонщик.

    В надежных руках

    В последующие десятилетия Pinarello сотрудничали с топовыми командами вроде немецкой Telekom и британской Sky (затем INEOS). Всего же на счету бренда 16 побед в «Тур де Франс» и еще семь на «Джиро д’Италия». В 2010-х Pinarello ежегодно продавал около 30 000 велосипедов, а доход компании составлял 52 млн евро. Ставка бренда не на массовость, а на эксклюзивность (стоимость топовой модели Dogma начиналась с 15 000 евро) побудила в 2016 г. люксовый концерн LVMH приобрести через свой инвестфонд L Catterton 80% Pinarello за 90 млн евро.

    В 2022 г. доход компании уже составил 84 млн, а L Catterton решила выйти из бизнеса, продав в 2023 г. свою долю бренда, который был оценен уже в 250 млн евро. Приобрел Pinarello швейцарский миллиардер из ЮАР Иван Глазенберг (c состоянием $9,7 млрд, по оценке Forbes 2025 г.), но управлением компанией продолжает заниматься Фаусто Пинарелло, сын основателя и продолжатель семейного бизнеса.